Донские атаманы объявили о намерении бороться за воссоздание Области Войска Донского (ОВД) через объединение Ростовской и Волгоградской областей, а также за юридическое признание казачества особым народом, живущим на территории Российской Федерации
Вести
Донские атаманы объявили о намерении бороться за воссоздание Области Войска Донского (ОВД) через объединение Ростовской и Волгоградской областей, а также за юридическое признание казачества особым народом, живущим на территории Российской Федерации Как заявил помощник заместителя атамана по идеологии Всевеликого войска Донского Владимир Рябов, референдум о слиянии Ростовской и Волгоградской областей будет проведен уже в будущем, 2006 году
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Донские атаманы объявили о намерении бороться за воссоздание Области Войска Донского (ОВД) через объединение Ростовской и Волгоградской областей, а также за юридическое признание казачества особым народом, живущим на территории Российской Федерации
Вести
 
 
 
Как заявил помощник заместителя атамана по идеологии Всевеликого войска Донского Владимир Рябов, референдум о слиянии Ростовской и Волгоградской областей будет проведен уже в будущем, 2006 году
Телекомпания Эхо
 
 
 
Казаки, проявив свою независимость, хотят получить от Москвы гораздо больше, чем просто объединенный регион. Речь идет об особом статусе казачества, а значит, и об особых правах этого региона
Первый канал

Донские атаманы объявили о намерении бороться за воссоздание Области Войска Донского (ОВД) через объединение Ростовской и Волгоградской областей, а также за юридическое признание казачества особым народом, живущим на территории Российской Федерации, пишет "Независимая газета".

Как заявил помощник заместителя атамана по идеологии Всевеликого войска Донского Владимир Рябов, референдум о слиянии Ростовской и Волгоградской областей будет проведен уже в будущем, 2006 году. По его словам, инициатива исходила от самих казаков "реестрового" войска, которые на одном из своих больших кругов приняли такое решение.

"Конечно, к нашей инициативе не все отнеслись положительно, мы это знаем, – подчеркнул Рябов. – Но не стоит забывать о том, что когда-то Дон и часть нынешней Волгоградской области входили в Донскую область, потом разъединение произошло насильственно".

До сих пор без благословения, точнее, указания, Кремля никакие инициативы по этому поводу в регионах не возникали. Разработанная доктрина изменения административно-территориального устройства Российской Федерации известна, кандидаты-первоочередники названы, механизм запущен.

Казаки, проявив свою независимость, хотят получить от Москвы гораздо больше, чем просто объединенный регион. Речь идет об особом статусе казачества, а значит, и об особых правах этого региона. Таких политических требований из регионов не слышно уже с 90-х годов – с тех пор, как особые права, даже частичный суверенитет, получали национальные республики. Позже Москве пришлось немало потрудиться, чтобы отобрать эти суверенитеты.

Казачьи атаманы давно добиваются особых прав "в обмен" на свою службу "по охране южных рубежей Отечества". Как далеко простираются их территориальные аппетиты, можно только гадать. Во всяком случае, соседи насторожились: Область Войска Донского сто лет назад включала в себя части нынешних Воронежской области России и Луганской области Украины.

Власти относятся к заявлениям атаманов как к детским шалостям.

Получить комментарий непосредственно у помощника президента РФ по делам казачества Геннадия Трошева не удалось. Его советник Юрий Грошев сообщил: "Эта идея давно ходила. Правда, некоторые ее иначе интерпретировали. Действительно, раньше была Область Войска Донского, и казаки все время эту идею подогревали. Но есть Конституция, и этим все сказано. Для объединения или разделения субъектов необходим референдум. Что касается последней инициативы казаков Дона, то с ней к Трошеву официально не обращались. Может быть, обсуждали эту идею на каких-то общих мероприятиях. Но с официальным письмом к нам не обращались".

"Все это чушь, никто об этом речи не ведет, хотя казаки даже в правительстве были с этим вопросом, – заявил начальник Департамента аппарата советников президента РФ Александр Смирнов. – Может, это желание кто-то высказывает, но этого не будет. Не может быть государства в государстве. Любое создание территориальной казачьей автономии невозможно, никто не позволит этого сделать".

Как заметил пресс-секретарь губернатора Ростовской области Владимира Чуба Евгений Боевец, "Всевеликое войско Донское является общественной организацией, которая вправе выдвигать свои инициативы. Пусть они этим правом и пользуются. А так как общественная организация в вертикаль государственной власти не встроена, то губернатор за деятельность и инициативу казаков не отвечает".

"Мы знаем об инициативе донских казаков, – сказали в пресс-службе полпреда президента РФ в ЮФО. – Как к ней отнеслись? Скажем одним словом: "никак", а потому и говорить об этом нецелесообразно".

Политическая и экономическая слабость казачьего движения не позволяет донским атаманам действовать сегодня напористо и энергично. Во всяком случае, их разговор с позиций силы с региональными и федеральными властями по поводу реставрации ДР/ОВД исключен. Казачьи лидеры это понимают, поэтому ищут более изощренные методы политической работы. В этом смысле гораздо сильнее донских атаманов (которые не шагнули дальше малоэффективных референдумов) продвинулись оренбургские казаки.

В середине октября атаман Михаил Лонщаков, возглавляющий нереестровое ("вольное") Оренбургское казачье войско, подал иск в Европейский суд по правам человека в Страсбурге, чтобы отстоять право казаков на свою самобытность. Причиной иска стал отказ региональных властей регистрировать уральское казачество в качестве национальной автономии (что позволило бы им рассчитывать на государственное финансирование).

Оренбургские атаманы первыми из казачьих лидеров России стали апеллировать к европейским правовым инстанциям. До сих пор этим занимались только лидеры национальных и националистических организаций Северного Кавказа, Поволжья и Приуралья. Оказалось, когда дело доходит до экономических интересов, казачьи лидеры быстро забывают о патриотической, верноподданнической риторике и прибегают к помощи международных институтов.