Заседание по иску Саратовской областной думы к российскому правительству по вопросу работы завода по уничтожению химического оружия (УХО) отложено до 6 февраля. Такое решение принял Верховный суд страны.
Как пишет "Независимая газета", депутаты добиваются отмены правительственного постановления о продлении работы первого в стране завода по уничтожению химоружия. Напомним, завод расположен в поселке Горный Краснопартизанского района Саратовской области. Дело в том, что предприятие должно было закрыться в конце прошлого года, но федеральные власти в итоге не приняли такого решения. Завод таким образом продолжает работу, а это, в свою очередь, не одобрили региональные депутаты, теперь они выражают протест.
Федеральные чиновники ищут документы, которые подтвердят, когда и кем согласовывалось продление срока эксплуатации завода. Как рассказал юрист Валерий Крепица, представитель саратовских парламентариев в Верховном суде, перерыв в заседании был объявлен именно для этого.
На первом заседании защита федерального правительства представила суду два листа, с подписями бывшего губернатора Саратовской области Дмитрия Аяцкова. Речь о продлении сроков эксплуатации завода ни в одном из этих документов не ведется.
Аяцков лишь разрешил уничтожать реакционные массы (соли люизита), которые остались после переработки на аналогичном заводе в удмуртской Камбарке. Неясно, кто согласовывал маршрут перевозки реакционных масс из Камбарки, их конкретное количество и сроки работы. Представители правительства не принесли в суд никаких документов, которые могли бы подтвердить, кто из региональных властей принимал конкретное решение о продолжении работы завода.
Если к февралю федеральные чиновники найдут все эти документы, саратовские депутаты все равно не намерены отказываться от своего иска. В уставе области говорится, что губернатор имеет право принимать решения только в пределах своей компетенции. Все, что выходит за пределы, должно быть оформлено специальным законом, который принимают депутаты, - объяснил "НГ" зампред Саратовской областной Думы Вячеслав Мальцев.
Депутат Мальцев представляет на процессе саратовский парламент. (Именно Мальцев является давним сторонником закрытия завода, прежде он неоднократно заявлял, что правительство страны и руководство области "травят" ее жителей, одобряя работу опасного предприятия – прим. NEWSru.com.)
Теперь, по мнению Мальцева, суд "по надуманным основаниям" отложил рассмотрение иска саратовцев. Депутат считает, что депутатский корпус сможет победить в суде чиновников только в случае благоприятной политической конъюнктуры: "Наша победа может создать неприятный для властей прецедент: вслед за нами в тот же суд обратятся парламенты других регионов, с которыми этот вопрос также не согласовывался" - заявил Мальцев.
Бывший глава Саратовской области Дмитрий Аяцков не намерен участвовать в судебном процессе. Об этом он сам сообщил изданию. Аяцков считает, что регламент не предусматривает согласование подобных вопросов с депутатами. "Я всегда руководствовался здравым смыслом и интересами области - гораздо опаснее хранить отравляющие вещества, чем уничтожать их", - заявляет Аяцков.
"Независимая газета" пишет, что в Законе "Об уничтожении химоружия" не оговорено и то, с каким именно органом региональной власти должна согласовываться работа химобъектов.
Напомним, завод по уничтожению химоружия в поселке Горный запущен в декабре 2002 года, неоднократно вызывая нарекания жителей поселка Горный, которые так и не получили гарантированных законом льгот, а также экологов и общественности. В Саратовской области упорно ходят слухи, что из квартир ее жителей навсегда исчезли тараканы, которые сбежали подальше от опасных излучений.
Однако, по мнению властей, завод не только позволил государству выполнить международную Конвенцию об уничтожении запасов химоружия до 2012 года, но и принес большую пользу области. Как говорит Дмитрий Аяцков, десять процентов средств от общей стоимости строительства были направлены на развитие инфраструктуры. Помимо новых рабочих мест в Краснопартизанском районе появилось два поселка для учителей и врачей, проведены водопровод, канализация, а также построен медицинский центр, которого там прежде не было.