Хамовнический суд в понедельник завершил судебное следствие по делу группы Pussy Riot, передает "Интерфакс". Судья Марина Сырова сообщила об этом участникам процесса, а также слушателям и представителям прессы.
Согласно уголовно-процессуальному кодексу, следующей стадией процесса станут прения сторон, во время которых прокурор попросит для подсудимых наказания, которого они, по его мнению, заслуживают. Защита выскажет свою позицию.
После этого суд предоставит обвиняемым возможность высказать последнее слово и уйдет в совещательную комнату для вынесения решения. Форсированные темпы, которые судья взяла еще с прошлой недели, заставляют предполагать, что приговор будет вынесен уже в ближайшие дни.
- Девушки на допросе пытались доказать: "панк-молебен" - политическая акция
- За Pussy Riot ожидаемо вступилась Мадонна
- Журналисты пожаловались на приставов: бьют, унижают, натравливают ротвейлера
NEWSru.com внимательно следит за онлайн-трансляциями из зала. Напомним, что пятница запомнилась "перформансом" с файерами и балаклавами у стен суда, практически полным отказом вызывать свидетелей защиты, включая очевидцев "панк-молебна", матерщиной судьи, злобной собакой и обмороком полицейского. Теперь градус абсурда, на котором завершилась прошлая неделя, несколько снизился, однако процесс по-прежнему идет в русле, крайне невыгодном Марии Алехиной, Екатерине Самуцевич и Надежде Толоконниковой.
Суд повторно отказал защите в вызове свидетелей защиты, а также экспертов, чьи сомнительные заключения не устраивают сторону защиты. Также судья Сырова не нашла оснований для исключения из материалов дела последней экспертизы и назначения новой.
После того, как были допрошены все свидетели, адвокат Виолетта Волкова попросила разрешения судьи возобновить видеотрансляцию из зала. Ранее ее прервали под предлогом того, что идет допрос свидетелей. Теперь, когда все свидетели допрошены, трансляцию в интернете можно возобновить. Однако допрос самих подсудимых также состоялся без камер. Судья пообещала, что трасляция начнется во вторник, когда будут проходить прения сторон. Начало заседания намечено на полдень.
Девушки на допросе пытались доказать: "панк-молебен" - политическая акция
Во вторник, на шестой день процесса, суд допросил самих участниц Pussy Riot. Надежда Толоконникова, Екатерина Самуцевич и Мария Алехина признали свое участие в скандальном "панк-молебне", однако заявили, что не имели отношения к созданию видеоролика и распространению его в интернете. При этом сама акция, по их утверждению, преследовала цель критики органов власти и руководства церкви, а не оскорбления верующих, отмечает ИТАР-ТАСС.
"Новая газета" в своей трансляции достаточно подробно приводит заявления каждой из девушек.
Так, Екатерина Самуцевич вкратце рассказала об истории создания группы Pussy Riot. По ее словам, осенью 2011 года после кампании в защиту Химкинского леса образовалось общество художников, поэтов, общавшихся друг с другом. 24 сентября, когда стало известно о "рокировке" Дмитрия Медведева и Владимира Путина, молодые люди решительно выступили против, увидев в такой процедуре "захват власти".
Девушка перечислила несколько акций, признав, что проходили они нелегально: "Освободи брусчатку", "Кропоткин-водка", "Смерть тюрьме - свободу протесту". Их проводили на крышах троллейбусов, в бутиках и на крыше СИЗО. Четвертое выступление, посвященное эмоциональному состоянию президента после массовых протестов - "Путин зассал" - состоялось на Лобном местеКрасной площади.
"Мы назвались Pussy Riot - потому что первое слово символизирует представление сексиста о женщине: мягкое, пассивное существо, - а Riot - ответ этому отношению. Мы выступали против гендерного неравенства. Мы хотели создать образ супергероя-антифашиста, для этого нам и потребовались маски", - сказала Самуцевич.
Далее Екатерина Самуцевич объяснила выбор места для последней акции. Девушек удивили слова Патриарха Кирилла, который говорил о "внеземной роли Владимира Путина в российской истории" и призывал верующих голосовать за него и его партию. Также, как известно, Патриарх говорил, что православные люди не ходят на протестные митинги.
"Тем самым он оскорбил многих верующих, имеющих собственное политическое мнение. Мы были очень обескуражены высказываниями Патриарха с инструкциями, за кого людям голосовать и как себя вести в политической жизни. Церковники вмешивались в законодательные инициативы - например, в закон о пропаганде гомосексуализма, культивируя образ людей с нетрадиционной сексульной ориентауцией как источник черных сил", - рассуждает Самуцевич. Символ власти Патриарха, по ее словам, - это храм Христа Спасителя. Pussy Riot использовали известную традицию обращения к Богородице.
Также Самуцевич отметила, что не испытывает ненависти и вражды к православным верующим и этой религии в целом. "В моей семье принято относится с уважением к разным культурам. Я росла среди икон, мы им молились". Отвечая на уточняющий вопрос адвоката Марка Фейгина, она заверила, что не испытывает ненависти лично к потерпевшим: к Потанькину, Белоглазову и другим сотрудникам храма.
Оказавшись в день "панк-молебна" в храме, Самуцевич не знала, что женщинам предписывается не заходить на амвон. "Я знала только про алтарь. Но алтарь был далеко, в нескольких метрах. И мы не собирались, конечно, заходить в алтарь. То место, которое мы выбрали, было покрыто ковром, из чего я сделала вывод, что там можно ходить. Кроме того, я увидела, как двое мужчин в гражданской одежде ходили там, поправляли этот ковер. В какой-то момент я тоже пошла туда. Скинула верхнюю одежду, надела балаклаву, начала расчехлять электрогитару", - объяснила Самуцевич.
В этот момент охранник храма обхватил ее сзади и буквально понес к выходу. Девушка не смогла забрать оборудование группы и электрогитару, она и не пыталась вернуться в зал. После чего она спокойно вышла из храма. Никто не пытался ее задержать, полиции снаружи не было.
После этого изложения у адвокатов потерпевших и прокуроров вопросов к Самуцевич не возникло. Судья очень удивилась, но процесс продолжила - перешли к следующей обвиняемой.
Мария Алехина во многом повторила аргументы Самуцевич, но своими словами. "У нас открытая группа, участником может стать каждый", - заверила она. Все придерживаются разных взглядов, но все сходятся в одном - не приемлют авторитаризм и верховенство власти Владимира Путина.
"Любое высказывание имеет форму. Панк-группа предполагает неожиданность выступлений, бедность языка как самоиронию. Мы любим и ценим абсурд, но это не значит, что можно рвать "срань господню" на две лексемы и обвинять нас в оскорблении бога, даже в рамках восьмитомного уголовного дела. Балаклава - это не бандитская маска, это образ, политика, как и яркие цвета наших платьев. Большая разница между критикой и ненавистью. Критика необходима. Но протест не равен насилию. И мы не хотели противостоять злу насилием. Мы очень сильно желали быть правильно понятыми", - сказала Алехина.
По ее словам, девушки не предполагали ни того, что их выступление травмирует кого-то, ни уголовного преследования. "РПЦ монополизировало высказывания о Боге. Мы много раз пытались объясниться, но федеральные СМИ беспрестанно клеветали на нас, притом, что недопонимание было с самого начала, злость росла. Мы превратились в "козлов отпущения", - заявила девушка.
Алехина указала, что ни один из потерпевших не указал, что она была агрессивна.
У прокурора и адвокатов потерпевших к Марии Алехиной вопросов также не возникло. Отвечая на вопросы адвокатов защиты, девушка подчеркнула, что ее обвиняют "в квазинасильственных действиях", а при этом насильственные действия совершаются с ней самой. "Я сижу с 3 марта, за этот время со мной проводилось 4 беседы, в том числе с оперативными сотрудниками Центра Э. Они угрожали мне, упоминая моего ребенка, что абсолютно недопустимо, как мне кажется. Ко мне приходил человек, уговаривал меня отказаться от услуг моего адвоката. Говорил обвиняюще: вы - наследники диссидентов. Я ответила, что горжусь этим", - говорит Алехина.
"Все действия следствия, все эти беседы были направлены на то, чтобы исключить из дела политичесткую составляющую. И суд это зачем-то продолжает", - пожаловалась она.
Надежда Толоконникова также вспомнила события конца сентября, когда "на съезде партии "Единая Россия", похожем на съезд КПСС даже стилистически, было решено, что следующим президентом снова станет Путин".
"Цинизм этого решения потряс многих, потряс тех, кто относил себя к политике, культуре, искусству", - сказала третья подсудимая. Ее тоже возмутили слова Патриарха о том, что "Путин исправил кривизну истории".
"Это высказывание было похоже на слова Суркова или Кадырова о том, что власть Путина - от Бога. Тогда я не знала, как изменится моя жизнь. Что 4 марта я буду голосовать в ИВС на Петровке и паралельно ругаться с начальником изолятора, требующего, чтобы я прекратила голодовку", - рассказывает Толоконникова.
Она отметила, что ее попрекают наличием двойного гражданства. Однако, по ее словам, для эмиграции не было лучшего момента, чем осень 2011, "когда стало понятно, что страну ждет 12 лет строгого режима". Толоконникова никогда не стремилась уехать, она скорее готова делиться со страной полезным в области искусства и философии.
Говоря о традиции выступлений Pussy Riot, Надежда Толоконникова вспомнила об основах панк-культуры и "мать панка" - Нину Хаген, которая сейчас передает группе слова поддержки.
"Резкая хореография, яркие платья и яркие колготки, контрасность - это признаки панка. Сейчас нас обвиняют, что все это было сделано для усиления оскорбления верующих. Но то же самое мы делали на крышке спецприемника№1, в метро, на крыше троллейбуса. Панк - это неожиданные появление артистов. Место нашего концерта определяется в дискуссиях", - объяснила Толоконникова.
В своем заявлении она также сослалась на традиции акционистского искусства, появившегося в 60-70 годах в Европе. В России это искусство развивали группа "Коллективное действие" и "Мухоморы". В 90-е годы - это Олег Кулик и другие.
"Я понимаю, что есть люди, которые не воспринимают "Черный квадрат" Малевича как искусство. Но это вопрос к специалистам. А наш панк-молебен специалисты отнесли к искусству", - сказала Толоконникова.
Надежда обратила внимание на то, что сама песня о Путине и Богородице звучит 1,5 минуты, а в храме девушки успели выступить лишь 30-40 секунд. При этом, так как вся аппаратура сразу же была изъята, выступление фактически не состоялось. Группа успела проскандировать один куплет и спеть часть припева.
"Танец не может быть оскорблением. Наша цель была - политический протест в художественной форме. Ненависти не было никакой, ни капли", - заверила Толоконникова. Она также вспомнила, что много раз ходила в храмы и видела, как женщины заходят на солею.
"Я переступила ограждение, сняла куртку, надела балаклаву, взяла микрофон. И начала выполнять хореографические элементы, которые я обычно исполняю, когда участвую в концертах Pussy Riot. Микрофон у меня сразу вырвали. Я проскандировала первый куплет и часть припева. Потом - сама - сняла балаклаву и пошла к выводу. Без сопротивления, без агрессии, без бранных слов", - рассказала девушка.
На этот раз адвоката потерпевших Ларису Павлову заинтересовали имена еще двоих девушек, которые участвовали в "панк-молебне", но остались на свободе.
"Я не знаю их имен. Их клички - Серафима и Балаклава", - ответила Толоконникова. По ее словам, в группе исповедуется принцип анонимности". Павлова спросила, где сейчас находятся эти участники группы. "Я не знаю, я сижу в тюрьме", - сказала на это Надежда.
У стороны обвинений дополнений не возникло.