Скандальный законопроект об ужесточении наказаний за нарушения на митингах, который "Единая Россия" протащила в Госдуме, несмотря на противодействие оппозиции, в среду будет рассмотрен в Совете Федерации. То, что он будет поддержан, сомнений не вызывает. Уверен в этом и вице-спикер верхней палаты Александр Торшин: он кивает на страны с развитой демократией - мол, у них такие законы давно работают, да и штрафы куда ощутимее.
Или запрет появляться на митингах в масках. В такой стране, как Польша, полиция вправе задерживать людей в масках на публичных мероприятиях, а в России люди в масках нападают на омоновцев, и потом их не могут найти, посетовал Торшин. Хотя, как показала практика, вполне могут не только найти, но и наказать - и лица-то видеть не нужно.
После прохождения через Совфед законопроект будет представлен на утверждение президенту Владимиру Путину, который вправе наложить вето на документ. На это сейчас надеются многие правозащитники, в частности, глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, сообщает РБК.
- Оппозиция еще может оспорить "беспредел"
То, каким образом законопроект, значительно ограничивающий права граждан и расширяющий возможности полицейского воздействия, был принят накануне в Госдуме, действительно, оставляет мало надежд, что партию власти можно победить в честном бою.
"Да они думают, что большинством голосов могут тут что угодно принять и никого не уважать, - возмущается депутат от "Справедливой России" Валерий Зубов, которого цитирует "Газета.ru". - Хотят - примут в третьем чтении закон хоть в 12 ночи, их ничто не остановит. А завтра примут поправки, запрещающие ходить в Госдуму в галстуке - только в "бабочке". Им абсолютно безразлично чужое мнение".
Как ЕР приняла закон: справилась с "троллями" и голосовала "по доверенности"
События вторника в Госдуме подробно описывают газеты - их обзор есть на сайте "Заголовки". Оппозиционные фракции, как могли, пытались воспрепятствовать торопливому принятию закона сразу в двух чтениях, но так называемый "итальянский троллинг" не помог.
Из-за "бомбардировки" сотнями поправок от оппозиции рассмотрение законопроекта должно было затянуться далеко за полночь, однако единороссы показали чудеса оперативности, умудрившись отвергать каждую из них за 15 секунд (регламент отводит на эту процедуру от трех до одной минуты). Депутаты от партии власти решили принимать законопроект, несмотря ни на что и не обращая никакого внимания на то, как это выглядит на экране думской трансляции, которую в этот день смотрели несколько десятков тысяч человек, пишут в среду СМИ.
При этом они не скрывали раздражения поведением оппозиции. Михаил Маркелов заявил, что представители думской оппозиции за государственные деньги устроили в парламенте цирк, а глава Конституционного комитета Думы Владимир Плигин и вовсе возмутился, что цивилизация зря старалась, ведь за семь тысяч лет у многих людей не появилось такой категории, как вежливость.
Около девяти вечера депутаты обеспокоились отсутствием кворума. На отсутствие депутатов от "Единой России" стал раз за разом указывать коммунист Вадим Соловьев, подчеркивая, что это делает принятие закона "нелегитимным". Но спикер Сергей Нарышкин заверял оппозицию, что у присутствующих депутатов "достаточно" доверенностей для голосования, пишет "Коммерсант".
Оппозиция еще может оспорить "беспредел"
Эсер Николай Левичев вечером во вторник пояснял "Газете.ru": "Голосовать в Госдуме можно как лично, так и по доверенности. В начале заседания у единороссов было на фракцию 13 доверенностей, сейчас их 90, к полуночи станет еще больше, "живых" единороссов в зале останется меньше половины. Это даст возможность говорить о нелегитимности принятия закона. Доказать уважительность причин внезапного ухода более чем сотни депутатов "Единая Россия" не сможет, и голосование не может быть признано действительным. На это мы и рассчитываем".
"Известия" указывают еще на одну деталь. Во время голосования от ЕР были учтены два голоса - Андрея Морозова и Екатерины Семеновой, хотя эти депутаты сложили свои полномочия, и их голоса не могут быть засчитаны (сегодня во фракции ЕР 236 депутатов вместо 238). Поэтому оппозиция может вновь технически вернуть документ на переголосование во второе чтение в Госдуму с несколькими сотнями поправок. Но пока неизвестно, пойдет ли оппозиция на повтор "итальянской забастовки".
Перед итоговым голосованием, начавшимся около 23:38, эсеры указали на отсутствие кворума, необходимого для принятия закона, и в знак протеста покинули зал заседаний. В своем микроблоге их лидер Сергей Миронов сообщил, что на момент принятия закона в зале находился всего 141 человек. "Профанация и грубейшее нарушение регламента! Но ЕР так и делает!" - заключил политик.
Лидера партии поддержал его коллега Геннадий Гудков, который также отметил, что в зале было очень мало депутатов. "Кворума точно нет и доверенностей тоже. Просто беспредел! Вот за что наградили Чурова! Мы продолжаем нашу забастовку", - сообщил парламентарий. "В Госдуме пустой зал", а "единороссы бегают как муравьи и жмут кнопки", - прокомментировал принятие закона блоггер Алексей Навальный.
Общий итог известен - несмотря ни на что, "Единая Россия" к полуночи приняла закон в третьем, окончательном чтении. Как сообщают "Вести", под аплодисменты депутатов руководитель фракции ЕР Андрей Воробьев сказал с трибуны: "Я хочу всем пожелать хорошего вечера, настроения. Мы верим в то, что делаем. И мы обязательно победим".
В свою очередь КПРФ намерена обжаловать закон в Конституционном суде (КС). "Право на проведение протестных акций - одно из основополагающих прав человека, - заявил "Коммерсанту" депутат Вадим Соловьев. - Даже если есть претензии к конкретным людям, которые 6 мая что-то нарушили, есть УК - и применяйте его в отношении людей, которые кидали камни".
Чтобы обратиться в КС для проверки закона на соответствие Конституции (в том числе любимой оппозиционерами статье 31, которая фиксирует право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование), необходимы подписи 90 депутатов. Во фракции КПРФ 92 человека, но Соловьев хочет привлечь и депутатов из других оппозиционных фракций. Он намерен подготовить документы для обращения в КС за месяц.