31 мая Ходорковского приговорили к 9 годам лишения свободы. Приговор последовал за 11-месячным процессом и зачитыванием обвинения, которое заняло 12 дней. Может быть, Ходорковский действительно нарушил закон, однако мы никогда не узнаем об этом доподлинно. Потому что дело против него было так откровенно политически мотивированно, его проведение настолько однобоко, а его исход настолько очевидно предопределен, что процедуры не имели ничего общего с правосудием и следованием закону, пишет журнал Business Week (перевод на сайте Inopressa.ru).
Спросите хотя бы президента США Джорджа Буша. Когда ему задали вопрос о деле Ходорковского, он указал на большую разницу между западным и российским правосудием. Вот что сказал Буш: "У нас человек невиновен, пока его вина не будет доказана, и мы считаем, по крайней мере люди в моей администрации так думают, что это выглядит так, как будто он (Ходорковский) был осужден еще до того, как состоялось судебное разбирательство", продолжает американское издание.
Действительно, хотя Ходорковского обвинили в мошенничестве и неуплате налогов, имевших место 10 лет назад, почти никто не видит разницы между его действиями и действиями других бизнесменов в России в то время. Истинным преступлением Ходорковского, похоже, стал политический вызов президенту Владимиру Путину. Самоуверенный магнат финансировал политические партии и лоббировал непринятие законодательства, поддерживавшегося Кремлем. Путин нанес ответный удар, устроив то, что временами выглядело как откровенно показательный процесс, вероятно, нацеленный на то, чтобы заставить российский бизнес держаться подальше от политики. По ходу дела Путин продемонстрировал кое-что еще более пугающее, а именно тот факт, что в России до сих пор нет ничего, что хотя бы отдаленно напоминало независимое судопроизводство, заключает американский журнал.
Вместо беспристрастного применения закона суды страны все чаще отправляют произвольное правосудие, по-новому интерпретируя столько законов, сколько требуется для получения нужного результата. Например, российские законы не разрешают милиции проводить обыск в помещениях адвокатов. Однако это не помешало следователям провести такие обыски, когда речь шла о деле Ходорковского.
И адвокатам, и свидетелям защиты угрожали преследованием. А потом появилась шокирующая налоговая претензия к ЮКОСу - 28 млрд долларов. Сам масштаб налоговой претензии заставляет предположить, что истинной ее целью было оправдать конфискацию имущества ЮКОСа государством, передать контроль над его ценными энергетическими активами чиновникам, тесно связанным с Кремлем.
Конечно, правовая система России никогда не была идеальной. В прошлом российские олигархи, так же как и государственные власти, манипулировали судами в свою пользу – оставляя многих иностранных инвесторов без правовой защиты, когда возникали споры.
Многие искренне верили, что при Путине, который по образованию юрист и некогда обещал сделать судебную реформу своим приоритетом, ситуация улучшится.
Однако после неуклюже состряпанного дела Ходорковского эти высокие надежды разбились в пух и прах. Как ни печально, но, похоже, в сегодняшней России стоять на стороне Кремля важнее, чем стоять на стороне закона. Учитывая, насколько далека перспектива позитивных изменений в российской политике, это вряд ли ободрит иностранных инвесторов, заключает еженедельник Business Week.