Москва обвинила страны-члены НАТО в том, что они препятствуют вступлению в силу обновленного Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), и не исключила выхода из этого Договора, передает "Интерфакс".
"Судя не по словам, а по делам, члены НАТО, очевидно, не заинтересованы в том, чтобы ДОВСЕ был обновлен и эффективно работал, чтобы в военной сфере существовали четкие, отвечающие нынешним реалии "правила игры", - заявил в четверг директор департамента по вопросам безопасности и разоружения МИД РФ Анатолий Антонов.
"Более того, в результате расширения альянса оказались значительно превышены некоторые ключевые ограничения действующего ДОВСЕ образца 1990 года. Таким образом, действия натовских стран поставили под вопрос жизнеспособность всего европейского режима контроля над обычными вооружениями", - подчеркнул дипломат.
На вопрос, может ли Россия выйти из этого договора в случае затягивания вступления в силу его адаптированного варианта, Антонов ответил: "В ДОВСЕ имеется целый набор инструментов, позволяющих его участнику защищать свои интересы - от постановки вызывающих обеспокоенность проблем совместной консультативной группе до созыва чрезвычайной конференции и выхода из Договора в случае возникновения исключительных обстоятельств, поставивших под угрозу его высшие интересы. Наконец, существуют и другие нормы международного права, применимые к данному случаю".
"Какие из этих инструментов и когда использовать, Россия будет определять с учетом своих интересов, конкретной ситуации и действий других участников Договора", - заявил российский дипломат.
Россия ратифицировала адаптированный ДОВСЕ в 2004 году, а страны НАТО до сих пор не сделали этого, увязывая ратификацию с выводом Россией войск и вывоза военного имущества из Грузии и Молдавии. При этом страны-члены альянса ссылаются на некие обязательства, якобы взятые Россией в Стамбуле. Как заявил Антонов, "никакой увязки в Стамбуле между ратификацией адаптированного ДОВСЕ и двусторонними договоренностями России с Грузией и Молдавией не было".
"В стамбульских документах зафиксировано единственное условие - выполнение Россией фланговых обязательств, как они записаны в новом Договоре. Мы сделали это в 2001 году", - подчеркнул Антонов. Он отметил, что "нынешняя ситуация, идущая вразрез с интересами обеспечения равной безопасности для всех государств Евро-Атлантического региона не может продолжаться долго".
"Мы не намерены делать вид, что ДОВСЕ образца 1990 года функционирует нормально и нас устраивает. Остро ставим соответствующие вопросы перед партнерами. Именно на них лежит ответственность за будущую судьбу Договора", - подчеркнул Антонов.
Справка:
Подписанный 19 декабря 1990 года в Париже Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) ограничивает следующие категории вооружений: боевые танки, боевые бронированные машины (БТР, БМП и боевые машины с вооружением калибра свыше 75 мм), артиллерия калибра 100 мм и более (орудия, минометы, реактивные системы залпового огня - РС30), боевые самолеты (самолеты фронтовой, тактической авиации, средние бомбардировщики, истребители ПВО, учебно-боевые самолеты), ударные вертолеты (вертолеты, имеющие управляемое оружие).
Кроме этого, некоторыми ограничительными мерами охвачены: танковые мостоукладчики, БМП и БТР (и им подобная техника), учебно-тренировочные самолеты, вертолеты боевого обеспечения, невооруженные транспортные вертолеты, вертолеты Ми-24К и Ми-24Р.
Договором предусмотрены так называемые "коллективные" уровни вооружений для каждой из групп государств, входивших в НАТО и ОВД: региональные, предельные (для одного государства в составе каждого союза), фланговые, для морской авиации наземного базирования и для в полувоенных формированиях типа (КГБ, МВД и ДОСААФ в бывшем СССР).
Участники договора - 16 государств-участников НАТО и 6 государств - участников Организации Варшавского договора, прекратившего свое существование через несколько месяцев.
"Стамбульские обязательства", взятые на себя Россией в 1999 году, подразумевают, в частности, вывод военных баз РФ из Грузии и вывод остатков контингента бывшей 14-й армии и вывоз ее вооружений из Молдавии. Представители российского руководства утверждают, что взятые на себя Россией в Стамбуле обязательства являются политическими и не имеют сроков.