Челябинский военный гарнизонный суд на заседании по "делу рядового Андрея Сычева", искалеченного старослужащими в Челябинском танковом училище, в четверг удовлетворил ходатайство гособвинения и исключил из списка свидетелей стороны обвинения 9 человек - сослуживцев потерпевшего.
По мнению гособвинения, данные свидетели не являются очевидцами преступления и не могут сообщить суду существенных сведений по данному делу, а их допрос приведет к затягиванию процесса. "Свидетели не сообщат суду ничего нового из того, что уже прозвучало в процессе", - подчеркнул гособвинитель, мотивируя ходатайство.
В свою очередь, адвокаты главного обвиняемого по этому делу - младшего сержанта Александра Сивякова заявили, что гособвинение отказывается от собственных свидетелей, потому что сомневается в их показаниях. "Мы предполагаем, что у гособвинения нет уверенности в том, что свидетели в суде не откажутся, как это уже происходило, от собственных показаний, которые они давали на предварительном следствии", - сказал "Интерфаксу" адвокат обвиняемого Александр Петров.
Адвокаты Сивякова также заявили, что намерены разъяснить ситуацию с диагностированием состояния пострадавшего в разных медицинских учреждениях, где он проходил лечение. В частности, по мнению адвокатов, врачи Челябинской больницы скорой помощи необоснованно сняли Сычеву диагноз тромбоз, поставленный ранее врачами военного госпиталя и подтвержденный впоследствии в Главном военном госпитале им. Бурденко в Москве.
"Сычеву ошибочно был выставлен диагноз "гангрена", необоснованно была проведена навредившая ему операция "лампасные надрезы". При этом не проводилось показанное ему в соответствии с диагнозом "тромбоз" лечение", - сказала адвокат Сивякова Елена Устинович. "У нас есть основания утверждать, что при правильном лечении возможно было избежать ампутации правой ноги, половых органов и пальца, а также провести менее травматичную ампутацию левой ноги", - добавила она.
В суде выступили хирург челябинской больницы, врач скорой и сослуживец Сычева
На заседании суда по этому делу в четверг был допрошен врач, поставивший потерпевшему Андрею Сычеву диагноз "синдром позиционного сдавливания". По версии предварительного следствия, данный диагноз стал следствием долгого (трехчасового) сидения Сычева на корточках, к которому его принудил сослуживец Александр Сивяков.
В ходе допроса свидетель - хирург Челябинской больницы скорой помощи Сергей Самойлов - сообщил суду, что Сычев поступил к ним из Челябинского военного госпиталя с диагнозом "острый восходящий тромбоз". Однако этот диагноз исключил сосудистый хирург больницы скорой помощи, пояснил свидетель. Сам Самойлов, будучи гнойным хирургом, исключил диагноз "влажная гангрена". "По имевшейся у пациента клинике, я поставил ему диагноз "синдром позиционного сдавливания", - сказал Самойлов.
Как сообщает "Интерфакс", свидетель также рассказал, что сам Сычев объяснил ему, что нога начала отекать после того, как он более трех часов, "сидя на табурете, смотрел телевизор". По словам врача, состояние здоровья поступившего к ним больного резко ухудшалось, и консилиум врачей принял решение провести ампутацию левой ноги, чтобы спасти ему жизнь. По информации Самойлова, позже начался отек правой ноги, появились повреждения других органов, которые также были ампутированы.
Также суд допросил заместителя главного врача челябинской больницы "скорой помощи" по лечебной части Роберта Таликова, который наблюдал больного Андрея Сычева. Врач подтвердил, что Сычеву был поставлен диагноз "синдром позиционного сдавливания", и что все ампутации были проведены для спасения жизни пациента.
По мнению Таликова, гангрена у Сычева развилась вследствие нарушения кровообращения под влиянием какого-то внешнего воздействия. Таликов добавил, что на протяжении всего лечения Сычева в челябинской больнице присутствовали военные врачи из челябинского и окружного госпиталей, а также консультанты из госпиталя Бурденко. "Какого-либо противодействия к принимаемой нами методике лечения Сычева они не оказывали", - сказал врач.
Он отметил, что Сычев начал рассказывать врачам о том, что случилось с ним после того, как ему объяснили, что после ампутации он будет уволен из армии. "Я сказал, что ему нечего бояться, потому что он все равно будет уволен из армии. После этого Сычев рассказал, что его били сапогами по левой стопе и левой голени", - сказал Таликов.
По его словам, позже Сычев добавил, что сидел на табурете в течение четырех часов, больше ничего объяснять не стал. При этом врач предположил, что на солдатском жаргоне "сидеть на табурете" может означать какие-то действия. Врач категорически заявил, что у пациента были очевидные признаки поражения тканей в результате длительного обездвиженного состояния.
Кроме того, на заседании в четверг был допрошен еще один свидетель-солдат Павел Кузнецов, который сообщил суду, что следователь прокуратуры применил к нему насилие во время допроса. "Следователь чебаркульской прокуратуры Егоров три раза ударил меня во время допроса: по ноге, по голове и по лицу. На голове от удара у меня остался синяк", - сказал солдат. Он добавил, что по данному факту написал заявление, которое передал командиру. Дальнейшая судьба заявления ему не известна.
По данным следствия, инцидент с Андреем Сычевым произошел в ночь на 1 января 2006 года. Как отмечается в обвинительном заключении, полученные пострадавшим травмы привели к развитию ишемического венозного тромбоза, впоследствии осложнившегося гангреной стоп и голени. В результате Сычеву были ампутированы правая и левая конечности и другие органы.
Главному обвиняемому на процессе, младшему сержанту Александру Сивякову было предъявлено обвинение по ч. 3 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий, повлекшее тяжкие последствия). В обвинительном заключении отмечается, что Сивяков 30 января дал признательные показания, однако впоследствии от них отказался.
Дело рассматривает коллегия из трех судей под председательством Юрия Шацкого. Пострадавшего на заседании представляет его сестра Марина Муфферт и адвокаты. В настоящее время сам Сычев продолжает лечение в госпитале им. Бурденко в Москве и оттуда он следит по телевизору за процессом в Челябинском военном гарнизонном суде.