Кировский областной суд, рассмотрев жалобы Алексея Навального и Петра Офицерова, постановил изменить им приговор по делу о растрате (хищении) имущества "Кировлеса" с реального на условный срок. 18 июля оппозиционеру было назначено наказание в виде пяти лет в колонии общего режима, второму фигуранту - на год меньше.
Сразу после оглашения нового приговора Навальный заявил присутствовавшим в зале журналистам, что считает его несправедливым и тоже будет обжаловать. Фигуранты добивались отмены приговора и полного оправдания.
А в телефонном интервью "Дождю" оппозиционер заявил, что продолжит заниматься политической деятельностью: "Неужели вы считаете, что такая ерунда остановит?". Но праздновать особо нечего, добавил он, "поскольку все равно я считаюсь осужденным".
"Коммерсант.ru" цитирует часть выступления Навального перед журналистами: "Это не отменяет политической борьбы, им не удастся запугать ни меня, ни коллег. Мы продемонстрировали, что можем оказать достаточное влияние на власть. Нужно продолжать, чтобы добиться освобождения тех, кто продолжает сидеть в тюрьмах по политическим делам, в частности по "болотному делу". Спасибо всем за поддержку. Теперь они будут считать, что, если липовое уголовное дело закончилось условным сроком, мы должны быть им за это благодарны и забыть. Это не так".
Реализован один из четырех сценариев. Навальный не стал "новым Манделой"
В итоге реализован один из четырех сценариев, которые были возможны юридически, но не тот, что, по мнению некоторых источников, был бы самым оптимальным для власти. Имелась в виду планируемая амнистия по случаю юбилея Конституции РФ. Часть наблюдателей считали, что суд может затянуть рассмотрение апелляции, чтобы Навальный попал под амнистию до вступления приговора в силу. Тогда Кремль и Следственный комитет сохранили бы лицо, а оппозиционер не превратился бы в "нового Нельсона Манделу".
Вместе с тем многие эксперты ждали именно того решения, которое и принял Кировский суд. "Скорее всего, решение должно быть об условном сроке. Если Навального снова посадят в тюрьму, на этот раз надолго, то это будет международный скандал - возникновение фигуры политического заключенного, как в худших режимах Азии или Африки. Поэтому все-таки власть не заинтересована в посадке Навального", - сказал "Коммерсанту FM" ранее в среду политолог Павел Святенков.
Суд отклонил ходатайства защиты. Навальный: "Надо как-то бороться с собственной наивностью"
Ранее в среду суд отклонил ходатайства адвокатов, сочтя их не подлежащими удовлетворению. Защита Навального подала сразу несколько, в том числе о назначении судебно-бухгалтерской, финансово-экономической, товароведческой экспертиз по делу и о вызове свидетелей, "порядка десяти человек", цитирует "Интерфакс" адвоката Сергея Кобелева. Также защита изъявила желание поговорить со специалистами, которые уже проводили экспертизу, так как мотивировочная часть не совпадает с их выводами.
Мотивируя отказ, суд заявил, что нет необходимости что-либо дополнительно разъяснять, а несогласие с выводами экспертов - не основание допрашивать их или проводить новые экспертизы, сообщает агентство РАПСИ, которое ведет текстовую трансляцию.
Навальный, успевавший посылать редкие комментарии в Twitter, написал: "Проиграл спор Давыдовой: суд снова отказал в проведении экспертиз. Надо как-то бороться с собственной наивностью". (Светлана Давыдова - адвокат Офицерова. - Прим. NEWSru.com)
Также оппозиционер поместил в своем микроблоге комментарий пользователя MaryEl @maryel2002: "Все ходатайства, которые могут удовлетворить, в России заявляются на Манежке". Напомним, после приговора Навальному вечером того же дня и утром следующего его многочисленные сторонники вышли к Госдуме в Москве в знак протеста.
Как проходили слушания: "На скамье подсудимых - правосудие и вера людей в него"
По оценке РАПСИ, жалоба на приговор была подготовлена весьма основательно: оспаривали каждый пункт, каждое ранее отклоненное ходатайство.
Адвокат Оксана Михайлова, выступая на заседании, обратила внимание, что часть приговора повторяет обвинительное заключение, а перечисляя процессуальные нарушения, указала, что материалы прослушки (телефонных разговоров Навального с Офицеровым, которые, по мнению защиты, были незаконно приобщены к доказательствам следствия. - Прим. NEWSru.com) не были уничтожены по истечении шести месяцев, в нарушение закона.
Алексей Навальный, взяв слово вслед за своими адвокатами, вновь заявил о политической подоплеке приговора, напомнил, как его беспрецедентно выпустили из СИЗО на следующее же утро по представлению прокуратуры, и выразил убеждение, что это лишь подтверждает политическую мотивированность дела.
Петр Офицеров, дождавшись своей очереди, заявил, что весь суд и приговор построен по принципу "и так сойдет", а свидетели обвинения дали показания в пользу обвиняемых, сообщает в собственной онлайн-трансляции "Новая газета".
Затем слово предоставили стороне обвинения, и прокуратура попросила оставить приговор в силе, сообщает РИА "Новости".
Суд затем удалился в совещательную комнату, а вернувшись, объявил решение отказать защите в ходатайствах. На этом стадия судебного следствия закончилась и стороны перешли к прениям, где уже более коротко они подтвердили свои позиции. Навальный, правда, сказал, что не видит смысла участвовать в прениях: "Я не вижу смысла выступать в прениях после отклонения ходатайств, не понимаю, что еще вы будете исследовать". Офицеров снова попросил отменить приговор и оправдать себя и Навального.
Гособвинение заявило, что "выводы суда полностью подтверждены доказательствами", передает "Коммерсант.ru". Отказ от экономических экспертиз оно тоже сочло обоснованным, так как имеющихся бухгалтерских вполне достаточно.
Затем приставы унесли тома дела в совещательную комнату, а подсудимым было предоставлено последнее слово. Навальный отнесся к этому с иронией: "Предполагается, что последнее слово - некий драматический момент в жизни. Однако только в городе Кирове я произношу уже третье последнее слово", - заметил он. И в том же тоне предположил, что все сейчас бросят бумажки, закричат "Сюрприз!", а судьи зажгут бенгальские огни.
Впрочем, тут же оппозиционер сменил шутливый тон на серьезный: "Против меня уже столько дел, что еще много последних слов придется произнести". Поблагодарив своих сторонников за поддержку, он передал слово Петру Офицерову.
Второй фигурант был краток: сообщил, что приехал в суд с сумкой, что его ребенок пошел в первый класс, а потом заявил: "На скамье подсудимых сегодня не я и Алексей, а другие люди. На скамье подсудимых - правосудие и вера людей в него. У меня все".
Накануне в интервью "Московскому комсомольцу" Алексей Навальный также сообщил, что едет в Киров с вещами, "потому что, если вдруг закончится все одним днем, не хотелось бы оказаться в СИЗО без еды и вещей". Он сказал, что на оправдание совсем не рассчитывает, а потом добавил: "По "Кировлесу" гарантий как не было, так и нет. Тут я ничего не прогнозирую, это глупо".