Басманный районный суд Москвы, решавший во вторник, 17 октября, вопрос о продлении меры пресечения для подсудимых по делу "Седьмой студии", продлил домашний арест режиссеру Кириллу Серебренникову, главному бухгалтеру "Седьмой студии" Нине Масляевой и бывшему генеральному директору "Седьмой студии" Юрию Итину, а также срок содержания под стражей экс-директора "Гоголь-центра" Алексея Малобродского до 19 января 2018 года, как того требовало обвинение.
Как передает "Медиазона", ходатайство следствия о продлении домашнего ареста рассматривал судья Артур Карпов. В ходатайстве говорилось, что вина подсудимых подтверждается показаниями других обвиняемых, протоколами очных ставок и другими материалами дела. Вину из всех четверых признает только Нина Масляева.
Оснований для изменения меры пресечения, считает следователь, не имеется. Преступление совершено организованной группой, одна из обвиняемых, Екатерина Воронова, скрылась и находится в розыске. В ходатайстве утверждалось, что на свободе обвиняемые смогут вступить с ней и друг с другом в контакт, согласовать версии, уничтожить доказательства.
- Серебренников попросил суд "хоть под дулами автоматов" разрешить доснять фильм о Цое
Кроме того, утверждалось, что у Малобродского есть гражданство Израиля, а у Серебренникова - вид на жительство Латвии, а также недвижимость в Германии, приобретенная в период совершения преступлений. В связи с этим следствие попросило продлить меру пресечения для всех четверых обвиняемых до 19 января 2018 года.
Алексей Малобродский, протестуя против продления ареста, сказал, что его знает "вся театральная Москва и Россия", что уезжать из страны не собирается, у него здесь много проектов, живет он в Одинцово. Судья его прервал и попросил выразить позицию четко; Малобродский заявил, что не сможет повлиять на результаты экспертиз или следственных действий, и попросил заменить ему арест на меру пресечения, не связанную с содержанием под стражей.
Нина Масляева пожаловалась судье на нападки адвокатов и бывших коллег и попросила оградить от них.
Серебренников попросил "всех отпустить". Адвокат рассказал, что на прогулках режиссера встречают провокаторы
Серебренников в своем выступлении попросил судью "отказать в ходатайстве и "отпустить нас всех".
"Я узнал, что за мной ведется слежка, намного раньше, чем из материалов дела, официанты говорили: "У вас там магнитофон под столом". То есть я об этом знал. Мне друзья говорили: "Как ты вообще в такой ситуации, может, уехать?" Я отказывался: нет, у меня театр, за который я отвечаю, проект в Большом театре, потом фильм недоснятый... Я всегда возвращался в Россию еще и по той причине, что я считаю, что если человек не виноват, ничего не сделал, - и бежать? Ну, ты бежишь только тогда, когда ты виновен", - заявил в своем выступлении режиссер.
Он добавил, что чувствует свою правоту даже после того, как прошли "эти феерические обыски", и "технически не может уехать", поскольку паспорта у следствия.
"Это какое-то абсолютное лукавство, что мы можем скрыться. Более того, я заинтересован в правде, чтобы она восторжествовала, чтобы правда была проявлена", - добавил режиссер.
Серебренников признал, что бухгалтерия "Седьмой студии" была в полном хаосе, но доказательств того, что там были какие-то хищения, в материалах дела нет.
Он рассказал судье, что ему нужно "закончить большой проект в Большом театре", где необходимо его присутствие, и нужно пять дней, чтобы доснять фильм "Лето", "романтическую историю" о Викторе Цое, как режиссер охарактеризовал картину ранее. "Пять дней осталось до конца съемок. Ну, и прошу прогулки, если можно увеличить время, то сделать их время плавающим, чтобы я мог выбирать", - объяснил он.
Его адвокат также попросил сделать время прогулок плавающим, объяснив, что место жительства режиссера известно большому количеству "не самых чистоплотных журналистов и просто провокаторов, которые провоцируют на разговоры, а иногда и просто говорят гадости".
Адвокат Харитонов говорит, что он был лишен возможности подготовиться к заседанию, и отметил, что ему известно только одно продление срока ареста, на которое следствие предоставило совсем другие документы, а не заявленные заранее, - при продлении ареста юристу фонда Hermitage Capital Сергею Магнитскому.
"Медиазона" истолковала это как намек на участие судьи Карпова в деле Магнитского. Артур Карпов отказал матери Магнитского в жалобе на отказ СК РФ расследовать обстоятельства убийства ее сына в СИЗО "Матросская Тишина". Карпов, как указывает сайт "Открытой России", фигурирует в перечне судей, "отказавших в правосудии матери Сергея Магнитского", составленном компанией Hermitage Capital.
Несмотря на возражения всех защитников, судья быстро приобщил к делу пачку новых материалов
Заседание началось с того, что судья по очереди попросил всех подсудимых представиться и спросил о хронических заболеваниях. Малобродский на этот вопрос ответил: "Пока нету". Нина Масляева, которая пришла в суд в темных очках, закрывавших половину лица, перечислила свои заболевания: сахарный диабет, ишемическая болезнь сердца, артроз.
Следователь ходатайствовал о приобщении к делу дополнительных материалов - протокола допроса свидетеля Синельникова от 31 мая и 17 июня 2017 года, согласно которому он обналичил деньги как индивидуальный предприниматель, а потом на проекте "Платформа" обналичивал деньги вместе с Итиным и Масляевой, передавал наличные Малобродскому в его кабинете, при этом, со слов Малобродского, такая схема устраивала Кирилла Серебренникова.
Он предложил приобщить также протокол очной ставки Синельникова с Малобродским, во время которой Синельников подтвердил, что Малобродский самостоятельно снимал деньги "Седьмой студии".
В частности, как сообщает "Интерфакс", две сотрудницы бухгалтерии "Седьмой студии" рассказали следствию, что в организации была "черная касса". Следователь Александр Лавров в Басманном суде Москвы попросил суд приобщить к материалам дела соответствующие показания "свидетелей Жириковой и Филимоновой".
Лавров уточнил, что свидетельницы пояснили следствию, что в АНО велась "черная бухгалтерия" и была "черная касса".
Следователь Александр Лавров попросил также приобщить к делу показания "свидетельницы Войкиной, которая пояснила, что в декабре 2014 года по прямому указанию доверенного лица Серебренникова (Екатерины) Вороновой уничтожила финансовую документацию "Седьмой студии".
Адвокаты настаивали, что представление дополнительных материалов не предусмотрено законом, Малобродский считает, что документы можно подвергнуть сомнению, Итин хочет сначала ознакомиться с ними, а Серебренников выступил против приобщения, заявив, что "это абсурд". Масляева оставила решение о приобщении документов на усмотрение суда.
После получасового перерыва судья Карпов объявил, что принял решение удовлетворить ходатайство следователя и приобщить все представленные им документы.
Все адвокаты и подсудимые поддержали просьбу объявить перерыв до завтра, потому что за эти 30 минут защитники успели только сфотографировать материалы, но не смогли ознакомиться с ними. Не поддержала просьбу только Масляева: "Я хочу, чтобы вынесли сегодня", - попросила она.
Судья объяснил, что примерно половина из материалов представлялась на избрании меры пресечения и на апелляции и оснований для переноса заседания нет, и дал только 15 минут на дополнительное ознакомление с ними. После этого, хотя все подсудимые объявили, что "не до конца" ознакомились с материалами, судья приобщил их к делу.
Серебренников выступил против проявления дружбы Масляевой со следствием "в яркой форме"
Еще одно рассмотренное в этот день ходатайство следователя касалось Масляевой. Поскольку Масляева находится под домашним арестом, он попросил не афишировать в ходе судебного заседания ее адрес из-за излишнего внимания СМИ, пишет "Медиазона". Как сообщает в Facebook журналистка "Эха "Москвы" Ксения Ларина, адвокаты выступили против закрытого режима судебного разбирательства. В итоге суд отказал следователю.
Адвокат Малобродского Ксения Карпинския заявила, что Масляева неоднократно оговаривала ее подзащитного, поэтому заслужила возможность находиться под домашним арестом. "Я не очень понимаю, почему 60-летняя русская женщина не может находиться под стражей, а 60-летний еврейский мужчина может", - цитирует защитницу "Медиазона".
Кирилл Серебренников по этому поводу заявил: "Дружба следствия с Масляевой известна, это является причиной, почему она продолжает нас оговаривать, и я, конечно, против проявления этой дружбы в такой яркой форме".
Как сообщила на своей странице в Facebook Ксения Ларина, Малобродский попросил приобщить к делу свои жалобы, ходатайства, замечания в адрес следователей, конвоя о нарушении прав во время допросов, во время конвоирования и проведения следственных действий в наручниках. Он начал перечислять свои заявления, которые он подавал следователю и в прокуратуру, а также их обжалования в судах.
Судья Карпов его прервал, заявив, что это не предмет сегодняшнего заседания. "Вы сейчас стоите и даете оценку судебным постановлениям в различных инстанциях, это не предмет сегодняшнего заседания", - сказал судья. Следователь Лавров заявил, что жалобы Малобродского не имеют отношения к сегодняшнему заседанию. Карпов приобщил все бумаги к материалам дела.
Список новых деятелей культуры, поручившихся за Серебренникова, Малобродского и Итина
17 октября в Басманном суде Москвы был представлен новый список поручителей за Кирилла Серебренникова. Как сообщает Meduza, в него вошли певец Иосиф Кобзон, режиссер Станислав Говорухин, актриса Алиса Фрейндлих, актер Олег Басилашвили, актер Сергей Юрский, рэпер Оксимирон (Мирон Федоров), актер Сергей Безруков, режиссер Павел Лунгин, актер Артур Смольянинов, актриса Наталья Тенякова, актриса Алла Покровская, художник и продюсер Павел Каплевич, актриса Анна Михалкова, актер Александр Петров, режиссеры Борис Хлебников и Вадим Абдрашитов, актер Гоша Куценко, поэтесса Лариса Рубальская, актер и музыкант Николай Фоменко, актеры Юрий Колокольников, Александр Филиппенко, Вениамин Смехов, Евгения Добровольская, Анна Чиповская, Марина Неелова, продюсер Александр Цекало, певица Алена Апина, писательница Зоя Богуславская, художник Зураб Церетели, музыкант Борис Гребенщиков.
Как пояснил адвокат Серебренникова Дмитрий Харитонов, попросивший приобщить к материалам дела еще ряд ходатайств за режиссера, поручительства подписали более 70 человек, большую часть он представлял на заседаниях по мере пресечения и обжаловании домашнего ареста. Сейчас были названы только новые фамилии. Судья приобщает все поручительства.
Адвокат Малобродского перечислил людей, которые подписали поручительства за его подзащитного, и назвал несколько десятков фамилий: это, в частности, Анатолий Голубовский, Виктория Исакова, Андрей Могучий, Рафаэлла Юсупова, Чулпан Хаматова, Виталий Манский, Евгений Писарев, Елена Ковальская, Леонид Ошарин, Ксения Ларина, Лев Рубинштейн, Екатерина Гордеева, Анна Наринская, Алена Бородина, Татьяна Лазарева, Михаил Шац, Дмитрий Родионов, Владимир Мирзоев.
Адвокат Юрия Итина зачитал поручительства, которые подписали депутат Ярославской областной думы, актер МХАТ Игорь Золотовицкий, директор театра Маяковского Леонид Ошарин, директор Театра наций Мария Ревякина, художественный руководитель РАМТ Алексей Бородин и художественный руководитель театра им. Немировича-Данченко Александр Титель.
Поддержать Серебренникова пришли Собчак, Хаматова, Прохорова и другие
У суда собралось более ста человек, пришедших поддержать режиссера. Как отмечает "Медиазона", большая часть людей внутрь не попала. Перед залом суда пристав перечислил около 20 фамилий и пропустил этих лиц в зал по документам. Это люди, подписавшие поручительства за Серебренникова, среди них была Ксения Собчак.
Зал был выбран такой маленький, что туда едва вместились поручители, четверо подсудимых и шестеро их адвокатов. Для журналистов включили трансляцию в коридоре суда - телевизор на стене без дополнительных колонок. При этом пристав запретил снимать этот экран, призвав уважать "себя, своих коллег и соратников".
"Толпа у зала серьезная. Зал не поменяли, но лавки несут. Пришла Ксения Собчак. Здесь Чулпан Хаматова, Алексей Красовский, Ирина Прохорова. Много (из) "Гоголь-центра". Ждем", - написала на своей странице в Facebook Ксения Ларина.
"Лев Рубинштейн, Анатолий Голубовский, Павел Каплевич, Вика Исакова. Маноцков", - продолжила она перечислять присутствующих.
Кирилла Серебренникова провели в зал суда под аплодисменты и крики толпы: "Кирилл! Кирилл!". Телеканал "Дождь" вел прямую трансляцию от здания суда.
Серебренников, а также бывший генпродюсер "Седьмой студии", экс-директор "Гоголь-центра" Алексей Малобродский, бывший гендиректор организации Юрий Итин и экс-главбух Нина Масляева обвиняются в хищении не менее 68 млн рублей, выделенных из бюджета на культурный проект "Платформа" (ч. 4 ст. 159 УК РФ).
В поддержку Серебренникова ранее выступали многие деятели культуры, за режиссера поручились: Татьяна Тарасова, Владимир Спиваков, Марк Захаров, Алла Демидова, Инна Чурикова, Глеб Панфилов, Валерий Тодоровский, Михаил Фокин, Евгения Симонова, Мария Лошак, Юрий Арабов, Валерий Меладзе, Наталья Водянова, Михаил Ширвиндт, Александр Ширвиндт, Игорь Костолевский, Василий Церетели, Дмитрий Дюжев, Дарья Мороз, Игорь Гордон, Сергей Чонишвили, Игорь Золотовицкий, Александр Сокуров, Дмитрий Харатьян, Гарри Бардин, Оксана Фандера, Андрей Звягинцев, Татьяна Друбич, Леонид Десятников, Александр Балуев, Мария Миронова, Юлия Пересильд, Альбина Джанабаева, Евгений Каменькович, Олег Нестеров, Екатерина Сканави, Алена Бабенко, Елизавета Осетинская, Фекла Толстая.
Кроме того, в августе за него поручились вдова знаменитого писателя Наталья Солженицына, певец Филипп Киркоров, телеведущие Ксения Собчак, Николай Сванидзе, Андрей Малахов и Иван Ургант, режиссеры Александр Калягин, Алексей Мизгирев, Федор Бондарчук и Константин Райкин, актеры Евгений Миронов, Максим Виторган, Семен Слепаков и Чулпан Хаматова, писательница Людмила Улицкая, сценарист Авдотья Смирнова, директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
Однако президент РФ Владимир Путин заявил, что у следствия есть к Серебренникову вопросы по законности расходования бюджетных средств.
В конце сентября Следственный комитет приступил к допросу актеров "Гоголь-центра". Всего планируется допросить не менее 100 человек. Актерам задают вопросы об их участии в спектаклях проекта "Платформа", в том числе в постановке "Сон в летнюю ночь". Также их спрашивают об условиях контрактов и их исполнении.
В начале октября суд по просьбе следствия изменил меру пресечения с содержания под стражей на домашний арест бывшему главному бухгалтеру "Седьмой студии" Нине Масляевой, признавшей вину в хищении средств культурного проекта "Платформа" и давшей показания на других фигурантов дела, в том числе на Серебренникова.
Масляева была арестована в мае этого года. Ее обвинили в причастности к хищению 200 млн рублей руководством компании "Седьмая студия". Позднее по этому же делу были арестованы экс-директор театра "Гоголь-центр", бывший генпродюсер "Седьмой студии" Малобродский и бывший гендиректор организации Юрий Итин.
Кроме того, суд заочно арестовал продюсера "Седьмой студии" Екатерину Воронову, исполнительного продюсера спектакля "Сон в летнюю ночь", который, по версии следствия, был оплачен, но не поставлен.