МВД России разработало порядок доставления нетрезвых граждан в медицинские вытрезвители и подразделения полиции. Это следует из проекта приказа, опубликованного на портале проектов нормативных правовых актов.
"Необходимость разработки проекта приказа МВД России обусловлена внесением <...> изменений в федеральный закон от 7 февраля 2011 года "О полиции" в части наделения сотрудников полиции правом доставлять лиц, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, в специализированные организации в случаях, предусмотренных этим законом", - говорится в документе.
На МВД возложены полномочия доставления лиц, находящихся в состоянии опьянения, в медвытрезвители либо подразделения полиции. Сотрудники полиции будут забирать с улиц, из транспорта и из жилья в медвытрезвители пьяных граждан, которые не могут ориентироваться в пространстве или представляют угрозу себе и окружающим, следует из документа.
В медвытрезвители попадут лица, находящиеся на улицах, площадях, стадионах, вокзалах, железнодорожных станциях, платформах, в скверах, парках, поездах дальнего следования и пригородного сообщения, аэропортах, морских и речных портах, автовокзалах и автостанциях, привокзальных площадях и других общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утратившие способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке.
В медвытрезвители также будут доставлять лиц, находящихся в жилище в состоянии опьянения, "если есть основания полагать, что они могут причинить вред жизни и здоровью граждан, нанести ущерб имуществу, по письменному заявлению граждан, находящихся совместно с ними в жилище".
В документе указано, что основными задачами полиции по доставлению пьяных граждан является "предупреждение опасности, угрожающей их жизни и здоровью, пресечение административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность".
Полицейские должны будут установить личность таких граждан и проверить их по базам учета. При доставке нетрезвых граждан в медицинские организации и во время осмотра их медработниками, в том числе при проведении медицинского освидетельствования, сотрудники полиции должны обеспечить безопасность медиков. При отсутствии показаний для оказания медицинской помощи в стационаре и оснований для задержания, в том числе привлечения к административной ответственности, человека отправят в медвытрезвитель либо в служебные помещения полиции.
Оказание первой помощи
Сотрудники полиции при обнаружении пьяных, в том числе несовершеннолетних, в общественных местах при необходимости оказывают им первую помощь, в случае необходимости вызывают бригады скорой помощи. "При отсутствии возможности прибытия выездной бригады скорой медицинской помощи сотрудники полиции доставляют лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения, в медицинские организации <...> на служебном автотранспорте", - уточняется в документе.
При этом полицейские должны убедиться в отсутствии у такого гражданина оружия. "При обнаружении у лиц, находящихся в состоянии опьянения, оружия и иных предметов, которые могут быть использованы в качестве оружия, или указывающих на их возможную причастность к совершению преступления <...> сотрудники полиции докладывают в дежурную часть территориального органа МВД России", - говорится в проекте приказа МВД.
В декабре 2020 года Госдума приняла федеральный закон, который позволяет возродить систему медицинских вытрезвителей - специализированных учреждений, оказывающих помощь людям, находящимся в состоянии тяжелого алкогольного или наркотического опьянения. Создавать их будут региональные власти.
История вытрезвителей
Первые вытрезвители в Российской империи открылись в 1902-1904 годах в Саратове, Киеве, Ярославле и Туле. В частности, тульский "Приют для опьяневших" содержался за счет городской казны, основной целью заведения было спасение замерзающих на улице рабочих ("дать бесплатное помещение, уход и медицинскую помощь тем лицам, которые будут подбираемы чинами полиции или иным способом на улицах города Тулы в тяжелом и бесчувственно пьяном виде и которые будут нуждаться в медицинской помощи"). В учреждении было два отделения: амбулаторий для алкоголиков и приют для детей пьющих родителей. Штатными сотрудниками приюта были фельдшер и кучер, ездивший по городу и подбиравший пьяных. Пациентов в приюте бесплатно кормили и оказывали им необходимую медицинскую помощь: давали рассол и водный раствор нашатырного спирта, при проблемах с сердцем - камфору. В приюте они проводили несколько дней, для развлечения больных "допускалась игра на граммофоне".
Бедных и плохо одетых пациентов при выписке обеспечивали одеждой и обувью. В течение первого года работы приюта уличная смертность "от опоя" в Туле уменьшилась в 1,7 раза. В 1909 году в приюте лечились 3 тыс. 29 человек, в амбулатории - 87, "процент успешного излечения" достиг 60,72%, сообщал ТАСС.
Через несколько лет после создания первых "приютов для опьяневших" почти в каждом губернском центре Российской империи открылись аналогичные учреждения. После 1917 года все приюты были закрыты.
Первый советский вытрезвитель был открыт 14 ноября 1931 года в Ленинграде. Учреждение действовало под управлением Народного комиссариата здравоохранения.
Приказом народного комиссара внутренних дел СССР Лаврентия Берии от 4 марта 1940 года медицинские вытрезвители были выведены из ведения Наркомздрава и подчинены Народному комиссариату внутренних дел (НКВД; впоследствии - Министерству внутренних дел, МВД СССР). Сотрудники органов внутренних дел подбирали на улицах пьяных и доставляли в вытрезвитель, где тех по возможности приводили в чувство и оставляли проспаться на ночь.
Согласно приказу МВД СССР "Об утверждении Положения о медицинском вытрезвителе при горрайоргане внутренних дел и Инструкции по оказанию медицинской помощи лицам, доставляемым в медицинские вытрезвители" от 30 мая 1985 года, в медвытрезвитель доставлялись лица, находившиеся в общественных местах в средней или тяжелой степени опьянения, "оскорбляющей человеческое достоинство и общественную нравственность". Помещать в вытрезвитель несовершеннолетних можно было в исключительных случаях, когда нельзя было установить их личность и место жительства.
После полного вытрезвления гражданина (как правило - не ранее 5 часов утра) фельдшер производил повторный осмотр, выписывалась квитанция об оплате услуг, после чего нарушителя общественного порядка отпускали. О пребывании в вытрезвителе направлялось специальное уведомление по месту работы пациента "для принятия административного воздействия". На основании такой справки человек мог подвергнуться общественному порицанию, лишиться премии или должности.
Работники медвытрезвителей также были обязаны проводить профилактическую работу с гражданами, совершающими правонарушения на почве пьянства, а также выявлять хронических алкоголиков. В случае, если гражданин попадал в вытрезвитель три и более раз в течение года, его направляли в наркологические отделения (наркологические диспансеры, психоневрологические больницы) для медицинского обследования и, при необходимости, для противоалкогольного лечения. Тарифы за обслуживание в медвытрезвителях в разные годы в разных городах Советского Союза различались, и могли достигать 25-35 рублей в сутки.
Во времена СССР медицинские вытрезвители часто фигурировали в "городском фольклоре" - анекдотах и песнях; становились темой для газетных карикатур и произведений писателей-сатириков; нашли отражение в кинематографе (фильмы "Осенний марафон" и "Афоня", сатирический киноальманах "Сто грамм для храбрости" и др.).
Вопрос о передаче медвытрезвителей из милицейского подчинения в ведение Министерства здравоохранения обсуждался с начала 1990-х годов. В сентябре 1992 года вышло соответствующее постановление Правительства РСФСР ("Об организационных мерах по выполнению постановления Верховного Совета РСФСР "О милиции"), но переподчинения вытрезвителей так и не произошло. Согласно постановлению Правительства России от 7 декабря 2000 года, медвытрезвители относились к милиции общественной безопасности. В 2006 году тарифы в российских вытрезвителях составляли от 50 рублей в сутки (Астрахань, Владимир) или 100 рублей (Москва), до 770 рублей (Челябинск, Орел) и даже 2 700 рублей (Якутск). При этом в Ульяновске и Нижнем Новгороде в том же 2006 году вытрезвители оказывали услуги бесплатно.
Россия освободилась от вытрезвителей, но ненадолго
Указом от 1 января 2010 года президент РФ Дмитрий Медведев объявил недействительным приказ МВД СССР от 30 мая 1985 года, юридически медвытрезвители перестали существовать как специальные учреждения внутренних дел. Тем не менее, местные бюджеты, на балансе которых находились эти заведения, продолжали выделять средства на их содержание: МВД платило зарплату милиционерам за работу в вытрезвителях.
Согласно официальной статистике, муниципальные органы тратили на содержание каждого из вытрезвителей от 5 до 11 млн рублей в год. Всего на 1 января 2010 года в России насчитывалось 545 вытрезвителей. В 2009 году в них побывали в общей сложности 2 млн 558 тыс. человек.
К середине октября 2011 года все специализированные медицинские вытрезвители на территории России были ликвидированы.
После их закрытия лица, находящиеся в тяжелом алкогольном опьянении или алкогольной коме, доставляются сотрудниками скорой медицинской помощи в больницы (в токсикологические, реанимационные или терапевтические отделения). Лиц в средней и легкой степени опьянения привозят в терапевтические отделения по месту обнаружения или прописки.
По оценке экспертов, лица в средней степени алкогольного опьянения могут представлять угрозу здоровью и жизни медиков и других пациентов. По данным правоохранительных органов, упразднение медицинских вытрезвителей крайне негативно сказалось на общей криминогенной ситуации.
Хотя на федеральном уровне вытрезвителей в России не существует, уже начиная с 2011 года подобные учреждения в отсутствие правовых оснований создавались по инициативе местных властей. Финансирование их работы велось за счет региональных бюджетов и фактически являлось нецелевым. По состоянию на 2020 год такие аналоги вытрезвителей действовали в 20 регионах страны. В частности, "центры детоксикации" функционировали в Татарстане при больницах и поликлиниках.
Некоторые эксперты критически относятся к возрождению единой системы медвытрезвителей, в которые людей будут доставлять полицейские. Предполагается, что у сотрудников МВД будет план по такой работе, в связи с чем появится возможность для злоупотреблений служебными полномочиями. В вытрезвителях могут оказаться трезвые и неопасные для окружающих люди еще и потому, что критерии алкогольного опьянения размыты. Наконец, у полицейских просто нет необходимых знаний и навыков, чтобы отличить пьяного от человека в гипергликемическом состоянии (характеризуются повышением уровня глюкозы), так как в обоих случаях симптомы очень похожи.
Серьезной проблемой в период существования медвытрезвителей оставалось и насилие, применяемое сотрудниками МВД к пьяным и, зачастую, беспомощным людям. В ряде случаев клиенты медвытрезвителей подвергались пыткам и погибали от травм. Большой резонанс в 2010 году вызвало убийство журналиста Константина Попова в медвытрезвителе Томска в период новогодних праздников.
Его доставили в медвытрезвитель в ночь на 4 января 2010 года. Спустя несколько часов журналиста направили домой, откуда он был срочно госпитализирован. Попову сделали операцию, после которой он пережил клиническую смерть, а 20 января скончался.
Проведенная судмедэкспертиза показала, что в медвытрезвителе журналист подвергся жестокому сексуальному насилию, результатом которого стали тяжкие повреждения внутренних органов.
Согласно версии, принятой следователями, находящегося в беспомощном состоянии Константина Попова 26-летний милиционер Алексей Митаев изнасиловал рукояткой швабры. Но по другой версии, страж порядка выстрелил несколько раз в задний проход потерпевшего из травматического пистолета. Однако следователи поспешили опровергнуть более жуткую версию смерти известного журналиста, списав якобы обнаруженные рентгеном инородные тела внутри трупа на сгустки крови.
Примечательно и объяснение произошедшего, которое дал сам старший сержант Алексей Митаев, когда сознался в содеянном. Оказывается, своими действиями милиционер "снимал стресс из-за семейных проблем". Митаев был приговорен к 12 годам колонии.