Адвокаты Михаила Ходорковского сообщают об изменениях в поведении руководства колонии ЯГ-14/10 в городе Краснокаменске Читинской области, где отбывает наказание экс-глава НК ЮКОС.
На прошлой неделе четверо адвокатов Ходорковского - Альберт Мкртычев, Денис Дятлев, Елена Левина и Ирина Хрунова - посетили колонию для встречи со своим доверителем и оказания ему правовой помощи. Однако за две недели, прошедшие с предыдущего посещения колонии, отношение руководства учреждения к адвокатам резко изменилось.
Ранее руководство колонии соблюдало требования закона, регулирующие порядок встреч адвокатов с доверителем. Однако на сей раз администрацией колонии были предприняты меры, направленные на нарушение прав адвокатов и их доверителя, а также на воспрепятствование судебному обжалованию указанных нарушений, сообщает пресс-центр Михаила Ходорсковского.
1. После установки дополнительного пропускного пункта более чем в ста метрах от входа на территорию колонии адвокаты утратили возможность документально зафиксировать факт и время своего прибытия, проходя в течение длительного времени проверку на морозоустойчивость, в то время как администрация колонии "не замечала" их присутствия.
2. Для встреч с доверителем адвокаты допускались администрацией колонии строго по одному, несмотря на отсутствие в законе запрета на посещение доверителя группой адвокатов. Таким образом, в первую очередь были нарушены права Ходорковского на обмен мнениями по делу и выработку позиции совместно с группой адвокатов. Кроме того, адвокаты лишились возможности подтверждать незаконные действия администрации колонии хотя бы свидетельскими показаниями своих коллег.
3. Встрече каждого из адвокатов с доверителем предшествовал предварительный опрос, в ходе которого адвокатам предлагалось ответить, сколько времени (в пределах предусмотренных законом 4-х часов в день) им потребуется для беседы, при этом одному из адвокатов это согласованное время беседы с доверителем было неожиданно и безмотивно ограничено. Всего же за три дня пребывания в Краснокаменске время общения всех адвокатов с доверителем составило в общей сложности порядка пяти часов.
4. Перед встречей с Ходорковским и после нее каждый из адвокатов в нарушение требований законодательства был подвергнут процедуре так называемого личного досмотра, а фактически - личного обыска, в ходе которого часть адвокатов предоставляла для досмотра верхнюю одежду, ремни и обувь, в то время как другие были вынуждены в процессе досмотра "расстаться" даже с частью нижнего белья. При этом "личный досмотр" проводился без понятых, а сотрудники колонии незаконно отказались от составления соответствующего протокола, фиксирующего сам факт досмотра, его основания и результаты.
5. В нарушение требований ст. 8 "Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ" и ст. 6 "Кодекса профессиональной этики адвоката" при входе адвокатов на территорию колонии и при выходе с нее сотрудники администрации неоднократно пытались просматривать конфиденциальные материалы защиты, относящиеся к досье адвокатов по делу их доверителя и составляющие профессиональную тайну. Более того, у адвоката Мкртычева при выходе с территории колонии были изъяты личные бумаги и документы, досмотренные сотрудниками колонии при входе адвоката в режимную зону и не вызвавшие у них никаких нареканий.
6. Особое внимание руководство и сотрудники колонии уделяли составляющим адвокатскую тайну конфиденциальным записям, сделанным адвокатами в ходе беседы с Ходорковским. По мнению администрации колонии, ее представители вправе знакомиться с этими записями "в целях предотвращения террористических актов". А после тщательного изучения и попыток расшифровать стенограмму записей адвоката Елены Левиной начальник колонии предложил адвокатам дать расписку в том, что они обязуются "говорить и писать только на русском языке".
Кроме того, адвокатам недвусмысленно дали понять, что неисполнение любого из незаконных требований администрации колонии повлечет за собой невозможность их общения с доверителем в силу "объективных" причин.
Адвокаты заявляют, что осознают необходимость дальнейшего оказания Михаилу Ходорковскому правовой помощи, однако по их мнению и мнению их коллег в России и за рубежом, данная ситуация является поистине беспрецедентной, отмечается в сообщении пресс-центра.
Однако глава Федеральной службы исполнения наказаний Юрий Калинин опроверг информацию о воспрепятствовании администрацией колонии работе адвокатов Михаила Ходорковского.
"Условия содержания Ходорковского ничем не отличаются по условиям содержания других заключенных. Все его права соблюдаются и никоим образом не ущемлены", - заявил Калинин РИА "Новости.
По его словам, никто не собирается нарушать законных прав осужденного, в том числе и прав адвокатов.