На этой неделе в Москву прибывает практически все руководство Сербии. Уже сегодня приедет премьер-министр Воислав Коштуница, а в пятницу - президент республики Борис Тадич. Если глава правительства едет формально для подписания знакового нефтегазового соглашения, то глава страны - за политическими консультациями перед вторым туром президентских выборов.
- Тадич дома оказался перед непростой дилеммой
Схватка за президентское кресло состоится 3 февраля между пророссийски настроенным ультранационалистом Томиславом Николичем (в первом круге он набрал 39,99% голосов избирателей) и умеренным сторонником движения в сторону Европы Борисом Тадичем (35,39% избирателей). Известно, что глава Сербии пробудет в России буквально несколько часов - уже в пятницу вечером он возвратится в Белград, сообщили ИТАР-ТАСС в пресс-службе правительства и президента Сербии. Кроме того, сообщалось, что в Москву едет и кандидат Сербской радикальной партии Томислав Николич, детали визита не сообщаются.
В четверг в Москву прибывают также глава МИД Сербии Вук Йеремич, министр по инфраструктуре Велимир Илич и министр горной промышленности и энергетики Александр Попович. 25 января они примут участие в подписании рамочного межправительственного соглашения о сотрудничестве в нефтегазовой области, а также приложений к нему. С российской стороны документы, как ожидается, подпишет глава Минпромэнерго Виктор Христенко, с сербской - министр Велимир Илич. На церемонии планируется присутствие президента и премьер-министра Сербии.
Столь представительный десант со стороны Сербии не случаен. Речь идет о продаже "Газпрому" крупнейшей нефтегазовой компании Сербии - Naftne Industrije Srbije (NIS), что позволит российской монополии заметно упрочить свои позиции на Балканах и получить, как отмечают "Ведомости", первый зарубежный перерабатывающий актив. Кроме того, будут заключены соглашения о строительстве транзитного газопровода "Южный поток" по территории Сербии (400-километрового отрезка) и подземного хранилища газа "Банатский двор" (объемом около 800 млн кубометров).
Примечательно, что правительство Сербии уполномочило подписать соглашение министра инфраструктуры Велимира Илича. Именно его в первом круге выборов поддерживал премьер Воислав Коштуница, что принесло министру третье место на финише с 7,6% голосов избирателей. И именно Илич выступил с резким заявлением в адрес Бориса Тадича, пожелав ему поражения во втором туре. Наблюдатели единодушны в том, что победителем второго тура станет тот, кому отдаст свое предпочтение Воислав Коштуница. И по мнению экспертов, Москва будет уговаривать премьера Коштуницу поддержать нынешнего президента Тадича, что помимо прочего снизит риски пересмотра условий продажи NIS.
Опасения такие есть и не безосновательно. Дело в том, что спешка, в которой президент Сербии и правительство во главе с Коштуницей обсуждали "пакетное" соглашение с "Газпромом", не может быть объяснена только коммерческими мотивами, отмечает "Коммерсант". Косвенным подтверждением чему служит тот факт, что контрольный пакет NIS продается без открытых торгов и, по мнению оппонентов Коштуницы, явно не по коммерческой цене.
Так, министр экономики Сербии Младжан Динкич заявлял, что в случае проведения тендера цена NIS превысила бы предложенную Россией в пять-восемь раз. Сумма предстоящей сделки между РФ и Сербией не разглашается. Однако на минувшей неделе Financial Times написала, что "Газпром" за контроль в компании предлагает 500 млн евро, еще 500 млн евро будут инвестированы в мощности завода.
Как сообщил сербский МИД, в Москве Вук Еремич проведет в Москве переговоры с российским коллегой Сергеем Лавровым. На встрече планируется обсудить ситуацию вокруг Косово и Метохии, двусторонние отношения, обстановку на Балканах. Эксперты отмечают, что Сербии в преддверии решения ООН по статусу Косово ей важно получить поддержку России. И если здесь позиция Москвы ясна и последовательна, то в вопросе, кого поддерживать на президентских выборах, было над чем подумать.
Москве выгодно сделать ставку на непророссийского Бориса Тадича
В отличие от балансирующего между Западом и Россией Бориса Тадича Томислав Николич изо всех сил позиционирует себя как откровенно пророссийского политика и даже говорит о готовности в случае победы разместить в Сербии на горнолыжном курорте Копаоник российскую военную базу. Хорватская пресса даже писала, что Москва вынашивает такие планы. Таким образом, лидер радикалов рассчитывает использовать Россию как геополитический и военный щит в своем неизбежном противостоянии с Западом. Москве же новый очаг напряженности на Балканах не нужен.
По информации "Коммерсанта", понимая, что внутриполитическая борьба в Сербии может серьезно спутать "Газпрому" карты, в оставшееся до выборов время Москва готова вмешаться в эту борьбу и попытаться повлиять на ее исход. Взвесив все "за" и "против", Москва, судя по всему, решила сделать ставку не на пророссийского Томислава Николича, а на сторонника европейского выбора Бориса Тадича, в период правления которого и было заключено главное энергетическое соглашение с Белградом.
Тадич оказался перед непростой дилеммой
Демократическая партия Сербии (ДПС) Воислава Коштуницы и "Новая Сербия" (НС) Велимира Илича поставили перед непростой дилеммой главу государства Бориса Тадича: ужесточить подход к отношениям с ЕС или лишиться их политической поддержки.
За 10 дней до второго тура президентских выборов ДПС и НС, образующие "народный блок", предложили возглавляемой Тадичем Демократической партии (ДП) дополнить соглашение о коалиционном партнерстве новым пунктом.
Его суть такова: в случае, если Брюссель примет решение об отправки своей миссии в Косово, Белград будет считать недействительным соглашение о стабилизации и ассоциации с Евросоюзом - его подписание может состояться уже 28 января.
При этом "Народный блок" прямо не заявил, что в случае отказа ДП от этого предложения на голоса его избирателей Тадич может не рассчитывать, однако эта мысль читается между строк. Доводы у Коштуницы и Илича, как говорится, железные: отправка миссии ЕС в Косово автоматически ведет к началу реализации "плана Ахтисаари", предлагающего наделить нынешнюю автономию "контролируемой независимостью". А это противоречит как конституции Сербии, так и всем парламентским резолюциям по Косово и Метохии.
Тем не менее, президенту будет трудно согласиться со столь жесткой формулировкой, которая лишает всякого смысла его главное предвыборное послание: вступление в ЕС - внешнеполитический приоритет Сербии номер один. Согласившись с требованием "народного блока", ДП оттолкнет своего ближайшего коалиционного партнера - партию "Группа 17 плюс", а Тадич во втором туре может лишиться поддержки сторонников Либерально-демократической партии и венгров Воеводины (их не прошедший во второй тур кандидат Иштван Пастор сейчас готов действовать в интересах президента).
По мнению аналитиков, Демократической партии со ссылкой на формальные причины придется отклонить это предложение, а Борису Тадичу остаться без поддержки лидеров "народного блока". Это увеличит шансы на победу кандидата Сербской радикальной партии Томислава Николича, опередившего действующего президента в первом туре выборов на 4% голосов.