Российский пилот Владимир Садовничий, осужденный в Таджикистане, но освобожденный судом этой страны, по возвращении на родину в четверг высказал претензии в адрес российских дипломатов. Он назвал несколько запоздалой реакцию дипломатических ведомств России на эту скандальную ситуацию, послужившую причиной обострения отношений между двумя странами.
"Можно сказать, что было какое-то опоздание, но в целом, исходя из того, как дальше все развивалось после приговора, я им за это благодарен", - цитирует "Интерфакс" ответ Садовничего на вопрос журналистов о роли посольства РФ в Таджикистане в разрешении конфликта.
Пилот также поблагодарил за свое освобождение президента России и все СМИ, освещавшие это дело. По мнению Садовничего, вся эта история представляет собой "рейдерский захват с целью завладеть самолетами", и никакой политики тут не было. "В руководстве (таджикских) спецслужб есть так называемые "оборотни в погонах", которые и хотели заполучить наши самолеты", - поведал пилот.
Летчик рассказал многочисленным журналистам в аэропорту "Домодедово" о том, как непорядочно вели себя спецслужбы Таджикистана. "После посадки, через два дня в Госкомитете по нацбезопасности Таджикистана нам сказали, что нет никаких проблем, и поселили в гостинице, выставив при этом охрану", а затем "постоянно оттягивали предъявление официальных обвинений и поэтому своевременно не информировали посольство РФ", рассказал Садовничий.
Вернувшийся на родину российский пилот в течение 20 минут общался с журналистами в аэропорту "Домодедово", передает "Русская служба новостей", публикуя видеозаписи этой беседы. Затем россиянин попросил отпустить его, сославшись на усталось. На вопрос его ближайших планах он ответил, что летать пока не собирается, а намерен отдохнуть: "Я почти год не был дома". Он добавил, что никаких компенсаций от авиакомпании "Ролкан" требовать не собирается, передает ИТАР-ТАСС.
Ранее второй фигурант так называемого "дела летчиков" - гражданин Эстонии Алексей Руденко, также освобожденный 22 ноября из-под стражи таджикским судом, заявил, что собирается потребовать материальную компенсацию от авиакомпании Rolkan Investments Ltd. за время, проведенное в тюрьме. Руденко прилетел в Ригу поздно вечером в среду.
Ранее в МИД РФ неофициально признали, что добиться победы в деле летчиков было непросто, потому что "таджики уперлись рогом". По мнению источника "Коммерсанта" на Смоленской площади, процесс по делу летчиков первоначально мог быть местью за приговор осужденному в РФ за торговлю наркотиками Рустаму Хукумову - сыну главы ГУП "Таджикская железная дорога" и родственника президента Эмомали Рахмона Амонулло Хукумова.
К дипломатам, однако, тоже могут возникнуть серьезные вопросы, отмечало издание. Как выяснилось, руководство страны не было поставлено в известность сразу после задержания Садовничего и Руденко в Таджикистане (оказалось, что президент Дмитрий Медведев узнал о деле из газет спустя несколько месяцев после ареста летчиков), хотя дипломаты писали ноты к таджикским властям и пытались самостоятельно решить проблему.
"Дело летчиков"
Суд Хатлонской области Таджикистана после массированного давления России 22 ноября отпустил из-под стражи российского и эстонского летчиков Владимира Садовничего и Алексея Руденко, приговоренных ранее к 8,5 года лишения свободы.
В итоге пилотам было назначено наказание в виде 2,5 года лишения свободы по статье УК Таджикистана 289 (контрабанда), 1,5 года - по статье 335 (нарушение государственной границы Таджикистана). По совокупности статей путем частичного сложения наказание составило 2,5 года и 14 дней лишения свободы, однако осужденных отпустили на свободу в связи с тем, что полгода они уже пробыли в заключении, а также с учетом амнистии, которая действует до 1 декабря.
В марте 2011 года два самолета Ан-72 компании Rolkan Investments Ltd., командирами экипажей на которых были Садовничий и Руденко, завершив контракт на перевозку продуктов и гуманитарной помощи в Афганистане, вылетели из Кабула в аэропорт города Курган-Тюбе, предварительно получив разрешение на пересечение границы с Таджикистаном.
Однако диспетчер "Таджикаэронавигации" заявил, что разрешения на приземление у него нет, поэтому самолеты должны вернуться в Кабул. Так как топлива на обратный путь у самолетов не было, пилоты совершили посадку в Курган-Тюбе, где и были задержаны. Главным аргументом обвинения в суде стал полуразобранный авиадвигатель, который экипажи самолетов использовали в качестве запчастей, его сочли контрабандой.
Суд города Курган-Тюбе 8 ноября приговорил Садовничего и Руденко к 8,5 года лишения свободы, признав их виновными в контрабанде, незаконном пересечении границы и нарушении правил полетов. Оба самолета Ан-72 были конфискованы в пользу государства.
В Москве приговор вызвал негативную реакцию, российский МИД назвал его "крайне суровым и политически ангажированным". После этого в России началась "антитаджикская кампания" по "отлову" и высылке таджикских гастарбайтеров.
В результате обеспокоенные таджикские власти пошли на уступки. 15 ноября Хатлонская областная прокуратура направила в областной суд протест, в котором назвала вынесенный приговор слишком суровым и попросила суд смягчить наказание с учетом личностей осужденных и в связи с тем, что они являются гражданами стран - стратегических партнеров Таджикистана.
Неясной пока остается судьба двух Ан-72, на которых летчики прилетели в Таджикистан. Последнее решение местного суда не отменило их конфискацию в пользу государства.