В Чечне до конца марта официально завершится многолетняя контртеррористическая операция, и уже на следующей неделе с республики будут сняты все федеральные ограничения, заявил в среду ее президент Рамзан Кадыров.
"В Чечне уже давно завершили борьбу с террористами. И я думаю, что в конце марта будет подписан официальный документ о ее завершении, - цитируют его ИТАР-ТАСС и "Интерфакс". - По данным спецслужб, в горах Чечни насчитывается 480 боевиков, а по моим данным, их не более 70, и с ними будет покончено в ближайший месяц". (Прим. NEWSru.com - год назад МВД РФ называло число в 440 боевиков.)
- В Кремле намекают, что Кадыров поторопился
- Все эти годы МВД отчитывалось о сотнях убитых боевиков. Но их число от этого не менялось
По словам Кадырова, эту горстку боевиков составляют, в частности, сторонники Доку Умарова - "наемники и те бандиты, которые не могут прийти в прокуратуру и сдать автоматы, потому что за ними кровавое прошлое". Президент также отметил, что в рядах незаконных вооруженных формирований практически не осталось чеченцев.
Отвечая на вопросы журналистов в Грозном, Кадыров заявил, что Доку Умаров своими руками навсегда похоронил идею создания так называемой Ичкерии: "Ранее они говорили, что борются за независимость Ичкерии. Под этим флагом совершали теракты, наводнили республику террористами и представителями спецслужб из десятков стран. Они разгромлены".
"Теперь Доку Умаров объявил, что создает какой-то эмират на Кавказе, - продолжил глава республики. - Какой эмират? У кого он спросил и кому он нужен? Ясно, что никому умаровский эмират не нужен. И возврата к Ичкерии нет".
"Мы должны строить новую жизнь без бывших лидеров Ичкерии", - заявил Кадыров. По его словам, эти люди готовы вернуться в Чечню из-за рубежа, где они скрываются. "Они практически все готовы вернуться домой, вместе с нами работать во благо чеченского народа", - отметил чеченский президент.
Также, по его словам, фактически все бывшие представители Ичкерии, находящиеся на Западе, приветствуют политику России в Чечне, однако "из-за ложной гордыни они об этом публично не говорят". "Я по телефону говорил с Ахмедом Закаевым (лидером чеченских сепаратистов -прим. ред.). Он однозначно заявляет, что радуется позитивным переменам в Чечне и одобряет курс руководства России и Чеченской республики, но не может это озвучить официально, потому что бегал 10 лет", - сказал Кадыров.
Нужно, однако, отметить следующее. В начале марта сын покойного экс-президента Чечни Аслана Масхадова, ныне живущий в Норвегии, рассказал радиостанции "Свобода", что его заставляют вернуться в "процветающую Чечню", угрожая в противном случае расправой над оставшимися в республике родственниками. А западная пресса ранее писала, что в Чечне действует целый отдел по репатриации и уничтожению врагов Кадырова. Впрочем, в окружении чеченского президента подобную информацию считают частью кампании по его дискредитации.
Выступая в среду в Грозном, Кадыров подчеркнул, что в настоящее время проблема безопасности в республике отошла на десятое-двадцатое место: "Республика является на самом деле одним из самых спокойных регионов страны. И сегодня мы можем даже делиться опытом этой борьбы с другими регионами". Важнейшим же вопросом для Чечни сейчас является экономический.
Президент пояснил, что несмотря на то, что Чечня является самым стабильным регионом, там до сих пор нет таможни, аэропорт "Грозный" совершает рейсы только на внутренних линиях, есть и иные ограничения. Они действовали в течение последних 10 лет.
Теперь же, по его словам, "и министерство обороны РФ, и ФСБ, и другие силовые ведомства пришли к пониманию, что все эти ограничения можно снять". Он заявил журналистам: "Мы имеем достоверную информацию о том, что с 31 марта соответствующие федеральные ведомства примут нормативный акт, снимающий все ограничения в отношении Чечни".
В Кремле намекают, что Кадыров поторопился
Вопрос о завершении контртеррористической операции в Чечне прорабатывается, однако говорить о конкретных сроках преждевременно. Об этом, как передает РИА "Новости", заявил источник в администрации президента.
"Такой вопрос действительно прорабатывается, но о сроках говорить пока рано", - сказал источник в Кремле.