Совет Федерации во вторник одобрил один из самых неоднозначных и скандальных законов - закон о неправительственных организациях (НПО). За принятие закона проголосовали 153 члена верхней палаты, один против, воздержался также один.
Большинство сенаторов сошлись во мнении, что документ этот весьма важный и полезный, а потому уже в ближайшее время поступит на подпись президенту. Напомним, законопроект о деятельности НПО был принят Государственной думой в минувшую пятницу.
Закон вступает в действие через 90 дней со дня его официального опубликования, отмечает "Интерфакс".
- Законопроект об НПО в деталях
- Инопресса: российский закон об НПО - тиски и удушение гражданского общества
Отметим, документ предусматривает внесение поправок в четыре действующих законодательных акта: Гражданский Кодекс РФ и три закона - "О закрытом административно-территориальном образовании (ЗАТО)", "Об общественных объединениях" и "О некоммерческих организациях".
Закон конкретизирует порядок государственной регистрации российских и иностранных НПО и определяет перечень необходимых документов для этого. В частности, для иностранных НПО вводится уведомительный характер регистрации, которая, однако, проводится не в МИД, как это осуществлялось до настоящего времени, а в федеральной регистрационной службе.
При этом иностранные НПО, которые в настоящее время не являются российскими юридическими лицами, могут продолжать работу с прежним статусом. Перерегистрация иностранных НПО не требуется, однако они должны подать уведомление в регистрационную службу не позднее шести месяцев со дня вступления в силу закона об НПО.
Федеральная регистрационная служба не вправе самостоятельно проверять финансовую деятельность НПО, но в случае необходимости может попросить об этом налоговые органы, финансово-кредитные организации или правоохранительные органы. Принятой поправкой к закону отмечается, что "структурное подразделение иностранной НПО информирует уполномоченный орган об объемах получаемых финансовых средств, их предполагаемом распределении, целях использования и фактическом расходовании".
Кроме того, иностранное НПО в случае получения запроса должно документально подтвердить, что выделенные им финансовые средства на конкретные программы получены российскими физическими или юридическими лицами.
Закон устанавливает запрет на действие НПО, включая иностранные, в ЗАТО. В случае отказа в регистрации НПО, включая иностранные, могут обжаловать это решение в судебном порядке. Закон устанавливает, что в государственной регистрации НПО может быть отказано, "если цели ее создания противоречат Конституции и законодательству РФ, создают угрозу суверенитету, политической независимости, территориальной неприкосновенности, национальному единству и самобытности, культурному наследию и национальным интересам РФ".
Закон также устанавливает, что проверка деятельности НПО может производиться Федеральной регистрационной службой не чаще одного раза в год.
Большинство сенаторов сошлись во мнении, что документ этот весьма важный. Так, спикер Верхней палаты парламента Сергей Миронов назвал этот закон "концептуально очень полезным". "Президентские поправки значительно улучшили первоначальный вариант закона об НПО", - отметил спикер.
Миронов вовсе не понимает, почему критикуют законопроект об НПО. По его мнению, государство вправе знать, какие деньги приходят в Россию, для каких целей и для каких компаний. "В тех же Соединенных Штатах правительство, например, знает все до последнего цента, какие деньги поступили к ним в страну и откуда ", - сказал спикер, намекая на неоднократные, не самые лестные высказывания США по поводу данного документа.
Он выразил уверенность в том, что закон не создаст проблем законопослушным общественным структурам, и, прежде всего, добавил Миронов, речь идет о российских НПО.
Однако ранее этот законопроект раскритиковала Общественная палата по причине того, что законопроект позволит государству создать новый бюрократический орган, при помощи которого можно будет регулировать работу неправительственных организаций, мешать им, чинить препятствия.
"Некоторые положения законопроекта фактически приведут к созданию новой мощной бюрократической машины, по своему влиянию и масштабам сопоставимой с Федеральной налоговой службой", - говорится в заявлении, принятом в пятницу полным составом Общественной палаты. Однако чиновники к мнению Общественной палаты не прислушались.
Глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Юрий Шарандин, который будет представлять на заседании во вторник этот документ, сообщил о том, что Общественная палата не обращалась к сенаторам с предложением отложить принятие закона об НПО.
"Ни один из членов общественной палаты к нам не обращался. Должен сказать, что общественная палата в соответствии с законом может дать только заключение на тот или иной законопроект, который принимается парламентом. Парламент, в свою очередь, может либо согласиться с этим заключением либо нет, но и речь не идет о том, чтобы в случае отрицательного заключения палаты парламент отклонял тот или иной закон", - сказал Шарандин "Интерфаксу".
По его словам, новая редакция закона об НПО по сравнению с первоначальной стала более мягкой, хотя, как добавил Шарандин, он является сторонником принятия более жестких формулировок. Государство вправе знать, чем на его территории занимается НПО, подчеркнул Шарандин. "Нынешняя редакция, которая включает уведомительный принцип в деятельности НПО и контроль за целевым использованием средств, является тем минимумом, от которого государство не вправе отказываться", - сказал сенатор.