Резкое увеличение уровня смертности в результате аномальной жары и лесных пожаров нынешнего лета поставило под сомнение реализацию приоритетного нацпроекта "Здоровье", совещание по которому прошло накануне в Белом доме. Проект подразумевал мероприятия, направленные на увеличение продолжительности жизни россиян. А в итоге бездействие властей косвенно привело к скоропостижной смерти многих граждан, пишет "Независимая газета".
Общий рост смертности составил 2,8%, отметил вице-премьер Александр Жуков. За июль-август 2010 года умерли на 55,8 тысяч россиян больше, чем в 2009 году. Таким образом, положительная тенденция последних лет была нарушена, а естественная убыль населения страны за последние восемь месяцев составила 198,3 тысячи человек.
Чтобы нагляднее продемонстрировать масштаб потерь, "Независимая газета" проводит сравнение с жертвами военных действий. В частности, за десять лет афганской войны СССР потерял убитыми 15 тысяч человек, в двухлетней карабахской войне погибли около шести тысяч, в приднестровском конфликте - около одной тысячи человек, а суммарные потери убитыми во второй чеченской войне не превышают 25 тысяч человек.
"Я прошу Минздравсоцразвития вместе с субъектами Российской Федерации проанализировать ситуацию. Уверен, что у нас есть резервы для предотвращения смертности наших граждан", - заявил вице-премьер Александр Жуков на заседании в Белом доме. Он поручил профильному министерству разработать и представить в правительство комплекс мер, который поможет в дальнейшем уменьшить зависимость показателей смертности от колебаний температуры воздуха, пишет "Время новостей".
Таким образом, правительство признало, что власти все-таки могли повлиять на ситуацию со смертностью и этим летом недостаточно активно боролись с влиянием аномальных температур и задымления на здоровье граждан. Как отмечает "НГ", умирали этим летом не только безнадежно больные, но и трудоспособные граждане с хроническими заболеваниями, которые обострились при неблагоприятной климатической обстановке, а также пациенты больниц, в которых попросту не хватало кондиционеров.
Кроме того, министерство смогло выявить и положительные тенденции за прошедшую часть года. Например, за девять месяцев 2010-го в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 5,3% сократилась смертность в результате ДТП. На 8,3% сократилось количество умерших от туберкулеза, на 12,8% - в результате отравления алкоголем, на 5% сократилась младенческая смертность.
Уверенную положительную тенденцию в этом году, как и в прошлом, демонстрирует демографический показатель рождаемости. За девять месяцев в центральной части России рождаемость выросла даже больше (на 2,7%), чем в Северо-Кавказском федеральном округе (2,5%), где в семьях традиционно много детей.
Власти снова откладывают анализ данных о смертности
Глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова заявила, что понять, насколько летнее обострение повлияло на статистику, можно будет только в конце года. Пока обсчитаны данные только за первые восемь месяцев.
Напомним, что первые статистические данные об уровне смертности за июль этого года официальные источники предоставили только 9 августа. Руководитель Департамента здравоохранения Москвы Андрей Сельцовский заявил, что в столице из-за жары и смога число летальных случаев увеличилось в два раза.
В Минздравсоцразвития в тот момент предлагали данные за январь-июнь 2010 года, когда уровень смертности снизился на 9%. А глава ведомства Татьяна Голикова раскритиковала столичный Департамент за преждевременное разглашение информации.
В целом, заявления властей резко отличались от пугающих рассказов очевидцев, которые появлялись в Сети. Если тогдашний мэр Москвы Юрий Лужков, вернувшись из зарубежного отпуска в столицу, заявил, что ситуация непростая, но контролируемая, то в интернете одна из сотрудниц столичной клиники написала, что в холодильниках нет мест, поэтому трупы вынуждены хранить в стоячем положении в подвале больницы.
В ГУП "Ритуал" также заверяли, что справляются с ситуацией, а в Сети появились жуткие описания того, как мучаются жители столицы, когда необходимо отправить в морг тело умершего родственника. "Когда прозвонились в службу трупоперевозки, там сказали: "Есть на вас нарядик, но он еще не в работе". Мы сказали: "Мы заплатим". Диспетчер ответила: "Мы бы сами заплатили, лишь бы все это кончилось", - написала одна из пользовательниц "Живого Журнала".
Врачи столичных больниц и поликлиник признавали, что им запрещено под угрозой увольнения ставить пациентам диагноз "тепловой удар". Вместо этого медики писали симптомы нарушения терморегуляции, например, вегето-сосудистые нарушения. Медики объясняли это тем, что "нарушение терморегуляции" "звучит не так страшно, как тепловой удар". По другим данным, это было также связано с тем, что при тепловом ударе необходимо класть пациента в больницу, а мест нигде не было.
В одной из подмосковных больниц журналистам рассказали, что кондиционера, необходимого в условиях аномальной жары, нет даже в операционной. Больные прогуливаются по отделениям, чаще всего, просто в нижнем белье. Зато им разрешили привозить вентиляторы из дома.
Столичные жители подают в суд на бездействие властей - пока безрезультатно
После аномальной жары и смога, в котором этим летом жили москвичи, некоторые решились подать в суд на столичные власти, считая, что они сделали недостаточно для спасения людей. Так, в конце сентября супружеская пара пенсионеров из Москвы Нина и Виктор Шелепинь подали в суд на бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова. Они требуют, чтобы он выплатил им 700 тысяч рублей за вред, нанесенный летним смогом, - как физический, так и моральный. Кроме того, они хотят, чтобы Лужков обеспечил их кондиционером.
Как считают истцы, правительство столицы нарушило Конституцию РФ, в частности статью 42, где записано, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Помимо этого, они апеллируют к статье 53, где сказано: "Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц".
В конце августа жительница Москвы Светлана Добронравова потребовала в суде признать факт бездействия московских властей, МЧС и Минздравсоцразвития во время лесных и торфяных пожаров в Подмосковье. Однако заявление даже не было рассмотрено судом, так как оно якобы было составлено с нарушением предусмотренных законом норм. Впрочем, это не останавливает Добронравову. Она, являясь профессиональным юристом, обещала устранить все недостатки искового заявления и подать его снова.
Кроме того, после подачи иска в ее адрес посыпались угрозы от милиции. "Мне стали поступать угрозы от сотрудников милиции. И угроза следующего содержания: я психически ненормальная, именно поэтому делать мне нечего; и у них найдутся средства и возможности, чтобы поместить меня в психушку за то, что я подала этот иск", - сообщила Добронравова.