Гроб с прахом императрицы Марии Федоровны в четверг перезахоронен в соборе Св. Петра и Павла Петропавловской крепости в усыпальнице русских государей рядом с могилой ее супруга императора Александра III.
Возглавлял траурные мероприятия патриарх Алексий II, в церемонии участвовали митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, министр культуры и массовых коммуникаций РФ Александр Соколов, губернатор Петербурга Валентина Матвиенко, члены семьи Романовых и королевских домов Европы, духовенство.
Накануне в Петербурге и его пригородах прошли траурные мероприятия в честь императрицы. В минувший вторник саркофаг с прахом Марии Федоровны был доставлен в Петергоф из Копенгагена. По данным службы охраны, последний долг государыне отдали около 5 тысяч человек.
- Императрица Мария Федоровна. Возвращение
Траурные мероприятия начались в петергофском парке "Александрия". Здесь, в храме святого Александра Невского, два дня продолжалось прощание с императрицей после перенесения ее саркофага из Дании, передает ИТАР-ТАСС.
После выноса саркофага траурная процессия двинулась в Санкт-Петербург. Процессия сделала остановку в любимой императорской резиденции - Царском Селе, повторяя первый путь принцессы датской Дагмар по русской земле 140 лет назад. Чуть позже, 125 лет назад, согласно традиции российской монархии, она стала почетным шефом Кавалергардского полка.
Кавалергарды (конные гвардейцы) появились в России еще в царствование Петра Великого, а при императоре Павле I был сформирован полк, над которым в 1881 году стала покровительствовать императрица. В воспоминание этого события на плацу перед Екатерининским дворцом под звуки духового оркестра ей отдавали почести курсанты военных училищ. Священнослужители совершили заупокойную литию, после чего процессия проследовала к дороге на Санкт-Петербург.
При пересечении автокатафалком границы города приветственный выстрел дала пушка Петропавловской крепости. Затем саркофаг с прахом императрицы был доставлен в Исаакиевский собор Санкт-Петербурга. Гроб, накрытый штандартом, был установлен на специальный постамент, после чего датские гвардейцы внесли его в собор. Вслед за гвардейцами в храм проследовала траурная процессия во главе с кронпринцем и кронпринцессой Дании и представителями семьи Романовых.
Там патриарх Алексий II, завершивший в соборе литургию, совершил панихиду по императрице. В соборе собрались более 40 представителей дома Романовых, потомки русских эмигрантов. На службу в Исаакиевский собор приглашены певчие из 70 соборов города.
Патриарх Алексий II, выступая перед службой, назвал возвращение праха Марии Федоровны символом преемственности российской истории. "К нашему народу возвращается память о людях, традициях и свершениях дореволюционной России, которые еще недавно пытались очернить, оболгать и обречь на забвение", - сказал патриарх.
Он отметил, что императрица Мария Федоровна возвращается в дом, ставший для нее родным. "Убежден, что наилучшей данью ее памяти станет возрождающаяся Россия, Россия, вновь идущая по пути Христову, Россия, стремящаяся жить мудростью и благочестием", - сказал патриарх.
Затем гроб с прахом Марии Федоровны вынесли из Исаакиевского собора по красной дорожке под звуки траурного марша. Одновременно около Петропавловского собора сводный оркестр Дании и России начал играть тот же марш под звон колоколов собора Св. Петра и Павла.
Последний путь императрицы к месту ее упокоения проходил по Дворцовой набережной через Троицкий мост в Петропавловскую крепость. Hа Троицкой площади катафалк был встречен колокольным звоном собора Св. Петра и Павла. Иоанновский мост украсили гирлянды из кипариса и листьев иммортелей. У входа в собор процессию встречало духовенство.
В соборе Св.Петра и Павла Петропавловской крепости началась заупокойная служба. Возглавил литию патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Гроб с прахом установили на черном постаменте. Рядом с гробом, укрытым желтым императорским штандартом, находится почетный караул.
После окончания службы прозвучал 31 пушечный залп, по числу залпов, которые были произведены, когда датская принцесса Дагмар прибыла в Петербург 140 лет назад. Под залп орудий останки императрицы предали земле рядом с гробницей ее супруга, императора Александра III.
Патриарх Алексий II и митрополит Владимир бросили на гроб землю, которую специально передала для церемонии королева Дании. Члены семьи Романовых также по очереди бросили горсть земли в могилу. Под звуки хора и звон колоколов на могилу императрицы Марии Федоровны установили белое мраморное надгробие с золоченым крестом наверху, идентичное надгробиям в императорской усыпальнице. Hа могилу императрицы положили белые розы.
По окончании церемонии официальный кортеж направился в Музей этнографии на поминальный обед. В церемонии участвовали министр культуры и массовых коммуникаций России Александр Соколов, губернатор Петербурга Валентина Матвиенко, члены семьи Романовых и королевских домов Европы, духовенство.
Как сообщил журналистам в среду министр культуры и массовых коммуникаций Александр Соколов, на организацию мероприятий в рамках церемонии перезахоронения императрицы Марии Федоровны в Петербурге из федерального бюджета было затрачено 30 млн рублей. "Мы затратили минимальную сумму, хотя изначально мы запрашивали в десять раз больше денег, так как хотели провести реставрацию объектов по всему пути следования кортежа (с прахом)", - приводит его слова "Интерфакс". По словам министра, от первоначального варианта пришлось отказаться в силу довольно сжатых сроков, обозначенных для организации церемонии.
В среду бронзовый бюст императрицы Марии Федоровне был открыт на территории Военного инженерно-технического университета (ВИТУ) - бывшего Кавалергардского полка в Санкт-Петербурге. Это событие приурочили к перенесению праха императрицы в Россию и 125-летию со дня назначения супруги государя Александра III почетным шефом кавалергардов.
Также возле дворца "Коттедж" в петергофском парке "Александрия" открыли бюст Марии Федоровны работы скульптора Андрея Клыкова. Присутствовавший на церемонии автор признался, что работать ему было "легко и приятно, поскольку такие очаровательные, правильные черты лица, как у императрицы, редко встретишь".
Все великие князья и княгини по традиции российской монархии брали покровительство над подразделениями армии и флота. Кавалергарды (конные гвардейцы) появились в России еще в царствование Петра Великого, а при императоре Павле I был сформирован полк, над которым с 1881 года стала шефствовать императрица.
В честь памятной даты состоялось торжественное построение личного состава университета, был отслужен благодарственный молебен. Парадный бюст императрицы работы скульпторов Вячеслава и Андрея Клыковых открыла праправнучка Марии Федоровны княгиня Ольга Андреевна. Вместе с ней на церемонии присутствовали другие потомки Дома Романовых - всем им вручены памятные серебряные медали.
Памятные мероприятия продолжаются также художественной выставкой "Придворный художник Лауренс Туксен" (из Датских королевских собраний и архивов России) в Эрмитаже. Кроме того, в Российской национальной библиотеке (РНБ) Санкт-Петербурга в среду проходит выставка, на которой представлены редкие книги, рукописи, эстампы, принадлежавшие императору Александру III, его супруге Марии Федоровне и другим представителям царской фамилии.
Напомним, в 2003 году Дания объявила, что королева Маргрете согласилась на перезахоронение праха Марии Федоровны в России. Президент РФ Владимир Путин подписал распоряжение о создании рабочей группы, которая организует церемонию переноса праха императрицы из Дании в Россию в 2004 году. В 2005 году между российским и датским правительством было достигнуто соглашение о переносе останков Марии Фёдоровны из Роскильде в Петропавловский собор в Санкт-Петербурге.
Королева Дании Маргрете II считает важным "провести торжественную, красивую церемонию перезахоронения праха императрицы Марии Федоровны на самом высоком уровне, достойном масштаба ее личности и той роли, которую она сыграла в истории". Как заявила Ее Величество в интервью ИТАР-ТАСС, "сердце императрицы, бывшей датской принцессы Дагмары навсегда осталось в России".
"Выйдя замуж за русского цесаревича, будущего императора Александра Ш, Мария Федоровна приняла Россию полностью, всей душой как свое новое отечество, - напомнила Маргрете II. - Императрица не только перешла в православную веру, что было естественным шагом, она овладела русским языком и воспринимала Россию как свою новую родину".
"Когда же ей пришлось покинуть Россию, Мария Федоровна считала себя настоящей эмигранткой, - сказала королева. - Поэтому идея перезахоронения праха императрицы представляется оправданной". Маргрете II считает, что "огромная подготовительная работа проведена как министерством иностранных дел Дании, так и внешнеполитическим ведомством России".
В Санкт-Петербург прах сопровождали кронпринц Фредерик и кронпринцесса Мэри. По словам Маргрете II, Фредерик "очень доволен, что на него возложена эта миссия, ведь он станет участником исторического события, интересного, знаменательного и очень важного".
Саркофаг с прахом российской императрицы доставил в Петербург фрегат датских ВМФ Esben Snarre. Однако тщательно продуманная церемония встречи праха Марии Федоровны началась с вынужденного изменения в сценарии. Предполагалось, что гроб с датского корабля будет перегружен на российский катер в Кронштадте. Однако после торжественной встречи на рейде (российские суда подняли Андреевские флаги, корабль "Смольный" дал 31 артиллерийский залп) датский фрегат проследовал мимо набережной и скрылся за горизонтом по направлению к Петербургу. Оказалось, что причал Кронштадта оказался не приспособлен к приему такого рода судов, и Esben Snarre пришлось швартоваться возле морского вокзала на Васильевском острове. Здесь траурный груз с помощью крана перенесли на скромный катер "Пограничник", который доставил прах императрицы в Петергоф.
Там облаченная в траур, с черным платком на голове, Валентина Матвиенко получила от датской стороны протокол о передаче России царственных останков. Под звуки старинного русского гимна "Коль славен" процессия медленно двинулась к храму Святого Александра Невского. В храм гроб императрицы внесли под колокольный звон. На панихиде присутствовали представители датского, английского и греческого королевских домов, потомки Романовых, в том числе Ксения Юсупова-Сфири, праправнучка принцессы Дагмары.
Когда делегация высокопоставленных лиц удалилась, в Готическую капеллу открыли доступ рядовым гражданам. Перед тесным храмом образовалась очередь из петербуржцев, желающих проводить Марию Федоровну в последний путь. "Хотим извиниться перед императрицей за то, что сотворили с ее сыном и внуками большевики", - признавались многие. Примечательно, что далеко не все петербуржцы четко представляли, какую именно российскую царицу они поминали. Некоторые полагали, например, что жену Павла I. На этот случай организаторы подготовили брошюрки с биографией принцессы Дагмары.