Главная причина преследования Михаила Ходорковского - это не месть со стороны президента Путина, а деньги. Именно так считает мать бывшего главы ЮКОСа Марина Ходорковская. Она ответила на вопросы в ходе интервью интернет-агентству Грани.Ru.
"Если бы имела место только месть, то преследовали бы только его, но не стали бы преследовать имущество лучшей компании страны – ЮКОСа. Так что главное, видимо, не месть, а деньги", - считает Ходорковская.
На вопрос, известно ли ей о роли Владислава Суркова в деле ЮКОСа, Марина Ходорковская заявила, что "о роли Суркова не знаю". "Знаю, что "путевку в жизнь" он получил, работая рядом с Михаилом Ходорковским. Хочу думать, что он этого не забыл".
Мать Ходорковского рассказала о том, каким она видит ближайшее будущее России. "Если мы хотим своим детям счастливой и достойной жизни, надо за нее бороться сейчас. Счастье само не свалится нам в руки. Думайте, когда идете на выборы, выдвигаете депутатов. Протестуйте, когда видите несправедливость. Когда на митинги будут ходить не 30 человек, а тысячи, власти будут принимать законы, обеспечивающие достойную жизнь для нас и наших детей", - сказала Марина Ходорковская.
Она также заявила, говоря о суде над сыном: "В суде, в ходе процесса возмутительно было все. Более всего - что там не было судей. Были прокуроры в мундирах и прокуроры в судейских мантиях".
Ходорковская объяснила, почему, по ее мнению, Запад не вмешивается в судьбу бывшего главы ЮКОСа. "В 1917 году Запад мог не допустить или подавить революцию в зародыше. Но пока делили земли, гидра набрала силу и терроризировала свое население десятки лет. Теперь ситуация напоминает ту, далекую. Мы умиротворяем Запад нефтью, а гидра тоталитаризма поднимает голову. Видимо, урок не пошел впрок", - сказала мать Ходорковского.
"Нужно доводить до правительства США мысль о том, что тоталитарный режим в России представляет опасность для всего мира", - заявила Ходорковская.
The Wall Street Journal: Один день из тюремной жизни Михаила Борисовича
Недалеко от серых лагерных бараков в сибирской степи нефтяной магнат Михаил Ходорковский получил первую работу с тех пор, как его арестовали на борту частного самолета 2 года назад. Он помогал ремонтировать колючую проволоку, которой обнесена колония, пишет The Wall Street Journal (перевод на сайте Inopressa.ru).
Ходорковский, когда-то один из самых богатых людей России, в ближайшие годы получит и другие работы. Он может шить простыни, белье и рабочую одежду в швейной мастерской. Или мыть полы в бараке. Тюремная жизнь стала легче по сравнению с временами СССР, когда миллионы зэков работали и нередко умирали в ныне закрытых лагерях Крайнего Севера и Дальнего Востока.
Подъем в исправительной колонии в 6 утра. Завтрак состоит из овсянки и чая, обед из овсянки и воды, а обычный ужин – это макароны с соевыми бобами. "Он приехал сюда отбывать срок, а не на курорт, – говорит Наталья Терехова, адвокат Ходорковского в Краснокаменске. – Это не обязательно будет приятно".
Традиция отправлять несогласных в Сибирь существует в России давно. Некоторые – Иосиф Сталин, Владимир Ленин и Александр Солженицын, – вернувшись, занимали видное положение, отмечает издание.
Краснокаменск ближе к Аляске, чем к Москве, и даже обычным людям, не заключенным, чтобы добраться сюда, надо совершить шестичасовой перелет, а затем восемь часов ехать по ухабистой дороге. Это означает, что у Ходорковского будет очень ограниченный доступ к союзникам в российской столице, которые считают его знаменем либерализма и возможным финансистом президентской кампании 2008 года. Впрочем, он пообещал россиянам, что вернется.
Когда-то сторонник российского капитализма, 42-летний бывший миллиардер теперь призывает к "левому повороту", подразумевающему масштабные социальные вливания, что сделало его любимцем по-прежнему многочисленного коммунистического электората. До ареста Ходорковский жил в особняке в пригороде Москвы и ездил в бронированных машинах с водителем.
Мало кто из простых россиян сочувствует Ходорковскому и другим олигархам, обогатившимся в ходе нечестной приватизации нефтяных месторождений в 1990-е годы. Несколько олигархов теперь живут в изгнании за границей. В глубинке вроде Краснокаменска сочувствия еще меньше. Город и лагерь возникли в начале 1960-х годов, когда геологи нашли здесь крупные залежи урановой руды и заключенных привезли месить цемент для строительства нового города, пишет газета.
Ходорковского хорошо приняли в тюрьме. Заключенные уже прозвали его Борисыч – неформальная, но уважительная кличка, производная от его отчества. Когда приехала Ходорковская, заключенные вручили ее мужу пакет шоколадных конфет, чтобы он мог сделать ей подарок.