Рано утром 1 сентября 2014 года глава польского правительства, новый председатель Евросовета Дональд Туск, министры культуры и национальной обороны Польши Малгожата Омилановска и Томаш Семоняк, мэр Гданьска Павел Адамович и другие официальные лица собрались на полуострове Вестерплатте возле Гданьска, чтобы вспомнить о событиях 75-летней давности. 1 сентября 1939 года в 04:45 утра гитлеровская Германия напала на Польшу, с этого момента в традиционной историографии принято вести отсчет начала Второй мировой войны, крупнейшего военного конфликта современной истории, в ходе которого погибло до 70 млн человек.
Открывая траурную церемонию, Дональд Туск поделился воспоминаниями своего детства, когда по дороге в школу он видел надпись на стенах гданьских домов - "Никогда больше не должно быть войны", пишет РИА "Новости". "Эти слова - "никогда больше не должно быть войны" - именно здесь, в Гданьске, имеют особый смысл", - напомнил польский премьер, добавив, что "75 лет назад люди верили в то, что войны не будет".
- Топот солдатских башмаков слышен и сегодня - в Ираке, Сирии и на Украине
"Этот вызов - "никогда больше не должно быть войны", - не может быть манифестом слабых и беспомощных. Сейчас нет времени на простой, наивный оптимизм. Мы смотрим на трагедию Украины и знаем, что сентябрь 1939 года не может повториться", - сказал избранный председатель Евросоюза, призвав политиков разработать "мудрую стратегию Североатлантического альянса" по защите интересов НАТО.
Как отметил Туск, "у нас нет иллюзий, но все это требует эффективных действий по обеспечению безопасности и справедливого устройства мира". "Мы готовы к вызову "никогда больше не должно быть войны" во имя мира" - заявил он.
В 17 часов (19:00 по московскому времени) на кладбище Защитников Вестерплатте памятные свечи зажгут президенты Польши и Германии Бронислав Коморовский и Йоахим Гаук. Затем лидеры двух стран выступят перед участниками траурного митинга и возложат венки к Памятнику Защитников Побережья на Вестерплатте.
Этот фрагмент Вислинской косы представляет собой мемориальный комплекс - символ польского сопротивления. В 1939 году здесь находился военно-транзитный склад с гарнизоном. 1 сентября он был обстрелян залпами немецкого броненосца "Шлезвиг-Гольштейн". В центральной части Вестерплатте находится символическое кладбище Защитников гарнизона. Памятник, посвященный жертвам войны, был открыт в 1966 году.
Дата начала Второй мировой является условной, историки все еще спорят
Стоит отметить, что дата начала Второй мировой войны является весьма условной. Так, часть историков полагают, что началась она гораздо раньше.
"Да, ее прологом стал Мюнхенский сговор, когда Великобритания, Франция, Италия и Германия договорились, что Германии будет отдана Судетская область Чехословакии, населенная в основном этническими немцами. Дальше Гитлера было уже не остановить", - отметил в интервью "Комсомольской правде", доктор исторических наук, публицист Олег Назаров.
Он напомнил, что СССР был готов оказать Чехословакии военную помощь, но президент Бенеш согласился с диктатом "мюнхенцев". Чехословакия стала и ареной последних боев Второй мировой войны в Европе.
По другой версии, началом Второй мировой войны можно считать 1931 год, когда Япония напала на Китай. С этой точки зрения война протекала как цепь локальных конфликтов - японо-китайский, итало-эфиопский, гражданская война в Испании, аншлюс Австрии, оккупация Судет и, затем, всей Чехословакии.
Дальше последовали польская кампания, оккупация Норвегии, бельгийский конфликт, битва за Францию, африканская кампания, итало-греческая война, оккупация Югославии и Греции. И лишь с началом Великой Отечественной войны, отмечает в статье на сайте "Православие.Ру" диакон, доцент исторического факультета СПбГУ Владимир Василик, Вторая мировая война приобрела черты, сходные с Первой мировой - непрерывность боевых действий, огромные потери и сплошную линию фронта.
Страны, считающие себя жертвами Второй мировой, могут такими и не являться
Споры о причинах и виновниках развязывания Второй мировой войны ведутся и 75 лет спустя. Историк Вадим Трухачев в публикации "НьюсБалт" отмечает, что активнее других переписыванием истории занимаются государства, считающие себя жертвами пакта Молотова-Риббентропа - Польша, Румыния, страны Прибалтики и - в некоторой степени - Финляндия. Однако, по мнению эксперта, "на роль невинной жертвы не тянет ни одна из вышеперечисленных стран".
Так, Польша, которая по официальной версии является первой жертвой гитлеровской агрессии, еще в 1934 году заключила с Германией пакт о ненападении, а в 1938 году вместе с Третьим рейхом и Венгрией воспользовалась Мюнхенским сговором и отобрала у Чехословакии район Остравы. А лишившись Западной Украины и Белоруссии, получила большой кусок побережья Балтики.
Литва, Латвия и Эстония на рубеже 1939-1940 годов заключили с немцами соглашения, по которым до 70% из экспорта шло в Германию. При этом благодаря пакту Молотова-Риббентропа и поражению Германии территория Литвы увеличилась на треть (в частности, страна получила Вильнюс и окрестности).
В своей статье Трухачев напоминает о 18 румынских дивизиях, воевавших на стороне фашистской Германии, и румынских самолетах, бомбивших Севастополь 22 июня 1941 года, 22 литовских стрелковых батальонах и батальоне "Каунас", выступавших на стороне Третьего рейха, латышском национализме, убийстве 26 тысяч евреев и операциях "Зимнее волшебство" и "Болотная лихорадка" с участием латышских соединений, а также 20-й эстонской дивизии СС, диверсионном батальоне абвера "Эрна" и дивизии СС "Викинг", где служили эстонцы, участии эстонских националистов в Холокосте, финском добровольческом батальоне СС, участии финнов в блокаде Ленинграда и 49 концентрационных лагерях, которые работали под руководством финских властей.
"Таким образом, все западные соседи довоенного бывшего СССР в наши дни пытаются предстать в роли жертв Второй мировой войны. Однако все они внесли существенный вклад в то, что в середине ХХ века погибли свыше 50 млн человек. Все они в той или иной мере, в тот или иной период сотрудничали с Третьим рейхом, за всеми ними тянется кровавый след. И в полной мере жертвой войны нельзя признать ни страны Прибалтики, ни Финляндию, ни Румынию, ни даже Польшу", - отмечает преподаватель Российского государственного гуманитарного университета Вадим Трухачев.
Гитлер осужден, Сталин на очереди?
Отметим, в преддверии 75-летия подписания пакта Молотова-Риббентропа и начала Второй мировой войны в Прибалтике возобновились дискуссии о необходимости избавиться от символов "постыдного прошлого" в виде памятников советским солдатам, освобождавшим Восточную Европу от гитлеровцев. В качестве аргументов приводятся указания на то, что советские монументы ассоциируются со сталинскими репрессиями и так называемой оккупацией, а не с долгожданной свободой.
Так, например, вильнюсский архитектор Аудрюс Амбрасас предложил заключить скульптуры в металлические конструкции - своеобразные клетки, которые, по его словам, символизировали бы дистанцию литовского общества от советского прошлого, передает Русская служба BBC. Специалисты по охране культурного и исторического наследия уже одобрили инициативу архитектора, однако в департаменте развития города Вильнюсского самоуправления еще сомневаются.
Журнал The New Times поднимает другой, не менее актуальный и болезненный вопрос - о необходимости оценить роль Иосифа Сталина в развязывании Второй мировой войны.
"Изначально подозреваемых было двое. Один из них уже давным-давно потерял статус "подозреваемого", превратившись в проклятого всем миром преступника. В некоторых странах публично выраженное сомнение в виновности Гитлера и его приспешников может стать основанием для административного или даже уголовного наказания, но даже и там, где законы не столь суровы, всякий, рискнувший восхвалять Гитлера, превращается в изгоя, выброшенного из общества приличных людей. Публично заданный вопрос - не считает ли себя нынешняя ФРГ наследником гитлеровского "рейха"? - неизбежно приведет к громкому международному скандалу. Второй подозреваемый и ныне "живее всех живых". Его никто и никогда не судил, его действия в момент развязывания Второй мировой войны так и не стали предметом уголовного или хотя бы парламентского расследования. Издаются горы книг, авторы которых спорят: был ли Сталин величайшим из гениев или всего лишь эффективным менеджером. Его останки захоронены в самом сердце России, у кремлевской стены, и каждый год к бюсту Сталина депутаты Госдумы РФ возлагают цветы. Нынешнее российское государство упрямо хранит секреты Сталина от разглашения и изучения", - отмечает издание.
Топот солдатских башмаков слышен и сегодня - в Ираке, Сирии и на Украине
The New York Post вспоминает о том, каким увидела Берлин утром 1 сентября 1939 года американская журналистка Вирджиния Коулс. В своих репортажах она говорила о том, что немцы не осознавали масштаб разворачивающихся событий и твердили о том, что не воюют с Англией и Францией, только с Польшей.
"Вы не должны верить слухам, они всегда преувеличивают. После того, как мы перережем горло Польше, мы вернемся к состоянию мира", - приводила она слова своего случайного попутчика в поезде, музыканта. "Какая история, Германия накануне мировой войны и никто не готов в это верить", - писала журналистка.
Великобритания и Франция исчерпали все ресурсы - экономические, духовные и дипломатические - пытаясь предотвратить войну, пишет The New York Times. Сегодня схожим образом исчерпаны ресурсы Америки. "Но сапоги еще топают, они сегодня маршируют в песках Ирака, в пригороде Алеппо и у границы Украины. Война? Кто говорит, что будет война?" - пишет издание.
В точке времени, в которой скрестились две страшные круглые даты - 100 лет с момента начала Первой мировой войны в августе и 75 лет с момента начала Второй в сентябре, - вдруг выяснилось: если иммунитет к "вирусу войны" в Европе и есть, то он не носит абсолютного характера, отмечает "Московский комсомолец".
"Мы можем выйти на страшное побоище в Европе" - этот апокалиптический прогноз Михаила Горбачева необязательно осуществится. Но Михаил Сергеевич на этот раз смотрит в корень. Дремавший долгое время европейский "вирус войны" проснулся и приподнял свою уродливую голову", пишет обозреватель газеты Михаил Ростовский.
"В 1939 году сталинский Советский Союз тоже откусил кусок от Польши. В состав советской Украины была включена значительная часть исторической восточноевропейской области, известной под названием Галиция: современные Львов, Ивано-Франковск, Тернополь и другие. В 2014 году эти самые наши завоевания сыграли роль движущей силы государственного переворота на Украине. Затем агрессивная попытка "огаличивания" русскоязычного украинского юго-востока запустила механизм гражданской войны в стране. Оказалось, что 1939 год был не давно, а совсем недавно. Не менее страшную роль в раскручивании нынешнего кризиса сыграло и обстоятельство иного рода. Политические элиты Америки и Европейского союза изрядно подзабыли уроки Второй мировой войны, или, если совсем конкретно, урок, который гласит: интересы Москвы необходимо учитывать, больно наступать каблуком на лапы русского медведя без крайней необходимости не рекомендуется", предлагает издание свою трактовку сегодняшней политической ситуации.