Грузия по-прежнему считает Абхазию и Южную Осетию оккупированными территориями, однако отказывается от силовых вариантов решения конфликта
Euronews
Грузия по-прежнему считает Абхазию и Южную Осетию оккупированными территориями, однако отказывается от силовых вариантов решения конфликта "Стратегию в отношении оккупированных территорий" представит в среду в Страсбурге грузинский министр по реинтеграции Тимур Якобашвили
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Грузия по-прежнему считает Абхазию и Южную Осетию оккупированными территориями, однако отказывается от силовых вариантов решения конфликта
Euronews
 
 
 
"Стратегию в отношении оккупированных территорий" представит в среду в Страсбурге грузинский министр по реинтеграции Тимур Якобашвили
itv.ge
 
 
 
Якобашвили отметил, что в документе однозначно сказано, что Грузия для урегулирования конфликта использует только мирные методы
RTV International

Грузия по-прежнему считает Абхазию и Южную Осетию оккупированными территориями, однако отказывается от силовых вариантов решения конфликта с этими республиками и готова предоставить их жителям те же права, что и своим гражданам. Таковы основные пункты "Стратегии в отношении оккупированных территорий" - документа, который представит в среду в Страсбурге грузинский министр по реинтеграции Тимур Якобашвили высшему исполнительному органу Совета Европы, сообщает "Радио Свобода".

В преддверии визита в Страсбург Тимур Якобашвили заявил, что стратегия не касается статусных вопросов. То есть, по его словам, она ставит целью решение гуманитарных проблем, а не определение статуса Абхазии и Южной Осетии в составе единого грузинского государства.

- Грузия рассчитывает на деоккупацию
- Нападение Тбилиси на Южную Осетию
- Инопресса: война сыграла на руку КНДР, Ирану и "Аль-Каиде"

Упомянутая стратегия - первая после "пятидневной войны" и принятия парламентом закона "Об оккупированных территориях" попытка грузинского руководства представить международной общественности свое видение пути, по которому следует идти для разрешения конфликтов, отмечает "Радио Свобода".

Суть предложенной грузинским правительством стратегии состоит в том, что Грузия по-прежнему настаивает на своей версии событий в Абхазии и Южной Осетии, считая их оккупированными территориями, однако готова совместно с международным сообществом решать гуманитарные, социальные и экономические вопросы для облегчения жизни местному населению.

Стратегия категорически отвергает возможность решения проблемы военным путем. Якобашвили отметил, что в документе однозначно сказано, что Грузия для урегулирования конфликта использует только мирные методы.

"Грузия не собирается восстанавливать территориальную целостность военным путем. Такой темы в повестке дня не стоит. Ведь военным исходом такой попытки станет война с Россией. Мы к этому не готовимся и надеемся, что и Россия откажется от таких намерений", - сказал ранее Якобашвили.

Грузия предлагает абхазам и осетинам включиться в гуманитарные, социальные и экономические программы, которые будут осуществлены Грузией при непосредственном участии международного сообщества. Согласно документу, жители Абхазии и Южной Осетии будут пользоваться всеми благами, что и остальные граждане Грузии, в том числе в сфере здравоохранения и социальной защиты, развития культуры, сохранения языка и национальных традиций.

Авторы стратегии подчеркивают, что для них главное - защита прав человека и национальных меньшинств, и они не заинтересованы в изоляции Абхазии и Южной Осетии. Грузия согласна на разблокирование всех коммуникаций для беспрепятственного доступа на мировые рынки продукции из этих регионов.

Грузия рассчитывает на деоккупацию

В то же время, по словам Якобашвили, восстановление территориальной целостности Грузии мирным путем возможно. "Этот процесс называется деоккупация", - сказал госминистр.

По его словам, в документе отражены все мероприятия, которые планирует осуществить грузинская власть в отношении оккупированных территорий. "Те граждане Грузии, которые проживают на этих территориях, не должны быть изолированы. Недопустимо, чтобы их судьба зависела только от доброй воли оккупантов", - добавил Якобашвили.

По его словам, надо сделать все, чтобы эти граждане были включены во все мероприятия, процессы и проекты, которые осуществляются на остальной территории Грузии, будь это проекты в сферах образования, культуры, или же по другим социальным направлениям. "Включение граждан в участие в проектах в масштабе всей страны является принципиальным вопросом", - отметил Якобашвили.

"У властей Грузии есть механизмы, чтобы представить этот документ абхазской и югоосетинской сторонам. Будут созданы нейтральные рабочие группы, которые будут работать над реализацией этой стратегии. Позже также определятся те международные организации, под эгидой которых будут работать эти группы", - сказал он.

Нападение Тбилиси на Южную Осетию

Напомним, грузинские войска в ночь на 8 августа 2008 года атаковали Южную Осетию и разрушили часть ее столицы Цхинвали. Россия, защищая жителей Южной Осетии, многие из которых приняли гражданство РФ, ввела войска в республику и после пяти дней боевых действий вытеснила грузинских военных из региона.

В конце августа 2008 года Россия признала независимость Южной Осетии и Абхазии. В ответ Тбилиси разорвал дипломатические отношения с Москвой и объявил две закавказские республики оккупированными территориями. Вслед за Москвой Абхазию и Южную Осетию признали Никарагуа, Венесуэла и Науру.

Страны Запада, в том числе и страны-члены НАТО, подвергли Россию критике за действия в Южной Осетии и обвинили ее в непропорциональном применении силы. Однако спустя несколько месяцев некоторые европейские политики фактически признали ответственность Грузии за обострение ситуации в регионе.

Глава независимой комиссии по расследованию обстоятельств конфликта в августе 2008 года Хайди Тальявини передала 30 сентября 2009 года в Брюсселе доклад с выводами представителям России, Грузии, Евросоюза, ОБСЕ и ООН.

В докладе вина за начало войны возлагается на Тбилиси. Авторы пришли к выводу, что вначале военный ответ России на грузинскую агрессию был "законным", поскольку действия РФ носили оборонительный характер, однако последующие ответные действия российских военных, по мнению авторов доклада, вышли за "разумные границы".