Президент Судана Омар аль-Башир заявил, что инициаторы массовых волнений, прокатившихся по стране в последние несколько недель, получают финансовую поддержку из-за рубежа. Об этом он сказал 3 января в Хартуме во время выступления по случаю 63-й годовщины независимости этого африканского государства.

По словам аль-Башира, организаторы антиправительственных демонстраций "получают финансирование из-за границы, а руководство к действию - из посольств некоторых иностранных государств, представленных в Хартуме", передает ТАСС со ссылкой на телеканал "Аль-Маядин".

"Но суданцы не продадут свою независимость за доллары", - подчеркнул суданский лидер.

"Наша страна находится в состоянии экономической войны уже 21 год, с момента введения против нее международных санкций", - отметил аль-Башир, комментируя тяжелую экономическую ситуацию в Судане. Однако выход из кризиса, по его словам, нужно искать внутри страны.

"Преодолеть его не получится за один день или одну ночь, но мы знаем, как найти выход из нынешней сложной ситуации", - заверил аль-Башир и пообещал "в конце месяца приступить к выполнению программы по повышению зарплат в стране до требуемого уровня и поддержке наиболее необеспеченных слоев населения".

Протесты в Судане и "повар Путина"

В середине декабря 2018 в Судане начались массовые волнения, которые охватили около 30 городов, включая столицу Хартум. Основной причиной протестов стало недовольство жителей значительным повышением цен на топливо, хлеб и муку, а также острым дефицитом основных продуктов питания.

В охваченных волнениями городах люди поджигали офисы правящей Партии Национальный конгресс, требовали отставки президента и правительства. По официальным данным, приведенным министром связи, технологий и информации Судана Башара Джумъа Уру, за время протестов погибли 19 человек, в том числе двое сотрудников служб безопасности. По сведения оппозиции, жертвами столкновений манифестантов с полицией стали не менее 22 человек.

Духовным лидером протестов считают лидера "Национальной партии Умма" 83-летнего Садыка аль-Махди, который 19 декабря после годового затворничества вернулся в Хартум и выступил на митинге с речью, в которой призвал своих сторонников к "новому социальному контракту" и созданию "правительства национального единства ". Аль-Махди является известным политическим деятелем Судана, он был премьер-министром страны в 1986-1989 годах, но потерял власть в результате военного мятежа подж предводительством генерала аль-Башира.

Аль-Махди уже пытался вернуть себе власть через организацию массовых протестов и беспорядков в Судане в 1996, 2011 и 2013, но безуспешно. Впрочем, сегодня социальная база, причины и требования протеста гораздо шире традиционного концепта сторонников аль-Махди.

Чтобы подавить нынешние протесты, в города ввели войска, также был введен комендантский час, виловики задерживают активистов, блокируют социальные сети. В отдельных городах "на неопределенный срок" была приостановлена деятельность учебных заведений.

Официальное информационное агентство SUNA сообщало в конце декабря, что власти арестовали "ячейку диверсантов", которые планировали "акты вандализма в столице".

Экономика Судана пытается восстановиться после потери трех четвертей добычи нефти - основного источника иностранной валюты - с тех пор, как в 2011 году из состава страны вышел Южный Судан, на территории которого располагалось большинство месторождений. Несмотря на снятие санкций США против страны в октябре 2017 года, экономические проблемы Судана усугубились. Так, США оставили Судан в списке государственных спонсоров терроризма, что не позволяет Хартуму получить финансовую помощь от таких учреждений, как МВФ и Всемирный банк.

Кроме того, с начала 2018 года цены на хлеб в Судане выросли более чем в три раза после решения правительства прекратить финансируемый государством импорт пшеницы. Чиновники надеялись, что этот шаг создаст конкуренцию между частными компаниями, импортирующими пшеницу, и, следовательно, станет сдерживающим фактором роста цен. Но ряд пекарен прекратил производство, сославшись на нехватку муки. Это заставило правительство увеличить субсидии на муку на 40%.

Между тем стоимость суданского фунта упала на 85% по отношению к доллару США в минувшем году, а инфляция в сентябре выросла почти до 70%. В октябре Судан резко девальвировал свою валюту после того, как группа банков и обменных пунктов установила обменный курс в стране. Это привело к дальнейшему росту цен и сокращению ликвидности, в то время как разрыв между официальными ставками и ставками на черном рынке продолжал увеличиваться.

Ситуацию не изменили даже реформы, начатые аль-Баширом. В это же время помощь Судану предложил официальный Катар: шейх Тамим бен Хамад Аль Тани заявил, что Катар "готов предоставить все необходимое для оказания помощи Судану в преодолении этого кризиса".

Одновременные попытки позиционировать Судан частью арабского мира, длительная программа сотрудничества с Ираном в области производства оружия и машиностроения, совместные проекты по добыче полезных ископаемых с российскими олигархами и размещение на своей территории российских наемников, а теперь и общие программы в области безопасности с Асадом - в условиях обострения противоречий между "партнерами" и усиления влияния внешних игроков в регионе - неизбежно должны были привести к нестабильности внутри страны, отмечали аналитики.

Судан входит в десятку африканских стран, где действуют структуры "повара Путина" Евгения Пригожина. Они предлагают услуги политических консультантов по обеспечению безопасности, военной подготовке и организации предвыборных кампаний. В обмен Пригожин получает права на добычу полезных ископаемых и другие преференции для бизнеса.