Министры иностранных дел России, Индии и Китая в четверг провели во Владивостоке трехстороннюю встречу, которая, как сообщили министры, будет далеко не последней. На встрече состоялся свободный трехсторонний обмен мнениями
Вести
Министры иностранных дел России, Индии и Китая в четверг провели во Владивостоке трехстороннюю встречу, которая, как сообщили министры, будет далеко не последней. На встрече состоялся свободный трехсторонний обмен мнениями
 
 
 
Министры иностранных дел России, Индии и Китая в четверг провели во Владивостоке трехстороннюю встречу, которая, как сообщили министры, будет далеко не последней. На встрече состоялся свободный трехсторонний обмен мнениями
Вести

Министры иностранных дел России, Индии и Китая в четверг провели во Владивостоке трехстороннюю встречу, которая, как сообщили министры, будет далеко не последней. На встрече состоялся свободный трехсторонний обмен мнениями. За этим мероприятием с подозрением наблюдала Япония, пишет The Washington Times, перевод статьи которой публикует сайт Inopressa.ru.

После переговоров глава МИД РФ Лавров сказал, что министры "договорились наращивать практическое сотрудничество трех государств в борьбе с новыми угрозами и вызовами, прежде всего с международным терроризмом, наркотрафиком и другими формами организованной преступности". По сообщениям других источников, министры обсуждали пути политического и экономического сотрудничества.

До встречи во Владивостоке эти три государства уже дважды проводили трехсторонние переговоры - в Нью-Йорке во время осенней сессии Генеральной ассамблеи ООН и в октябре 2004 года - в Алма-Ате, на Совещании по взаимодействию и мерам доверия в Азии. Но на последней встрече российский министр иностранных дел Сергей Лавров и его китайский и индийский коллеги Ли Чжаосин и Натвар Сингх впервые сосредоточились на стратегическом партнерстве, или азиатском "стратегическом треугольнике", отмечает The Washington Times.

Ранее премьер-министр Китая Вэнь Цзябао говорил в Пекине, что стратегическое партнерство возникло вследствие того факта, что эти три страны занимают сходные позиции по таким проблемам, как поддержание международной стабильности и безопасности, и все они испытывают здесь определенное беспокойство. Премьер-министр Индии Манмохан Сингх сказал, что прошедшая встреча была важна для того, чтобы понять те вопросы, которые волнуют каждую страну, и начать работать вместе.

По сообщениям из разных источников, одной из главных тем на конференции стала тема энергоресурсов. Две азиатские державы, нуждающиеся в нефти, побуждали Москву к тому, чтобы она увеличила экспорт нефти для них. Сегодня Россия экспортирует в Китай и Индию 20% от своего экспорта нефти, а остальные 80% идут в Европу. Индия, со своей стороны, предложила внести 100 млн долларов на сотрудничество с Россией в сфере нанотехнологий и биотехнологий. Москва и Дели ведут переговоры о создании производственных мощностей по добыче нефти на паритетных началах.

Китай выступает за строительство нового нефтепровода к сибирским нефтяным месторождениям. В 2004 году Москва согласилась построить нефтепровод для экспорта нефти в тихоокеанский порт Находка с целью поставок нефти в Японию. Но поступают сообщения о том, что еще до завершения строительства нефтепровода до Находки может быть завершена более короткая и дешевая с точки зрения строительства ветка этого нефтепровода в Северо-Восточный Китай. Такие перспективы не нравятся японцам, пишет американская газета.

Но больше всего беспокоит Японию та атмосфера, в которой проходит сближение трех стран, особенно учитывая прохладный климат в сегодняшних отношениях Токио и Пекина. Лавров, который прилетел во Владивосток после переговоров в Токио, произнес слова, призванные успокоить японцев - он сказал о том, что союз России, Китая и Индии "не направлен против кого бы то ни было". Но еще раньше на этой неделе были прерваны переговоры Китая и Японии по поводу ведения Китаем разведки газовых месторождений на спорных территориях Восточно-Китайского моря. Китай отверг просьбу Японии свернуть свой газовый проект и передать данные работ по разведке в Токио.

Идею тройственного стратегического партнерства впервые предложил бывший премьер-министр России Евгений Примаков в 1998 году, но эта идея не сдвигалась с мертвой точки до тех пор, пока ее не стал продвигать президент Путин в 2002 году. По мнению экспертов, Путин хочет сделать Москву центром между Востоком и Западом, Атлантикой и Тихим океаном, НАТО и Китаем. Но, учитывая тот факт, что Индия и Китай активно стремятся усилить свои связи с Вашингтоном, остается неясным, насколько сильным стратегическим противовесом Соединенным Штатам может стать "евразийский треугольник" Путина, пишет The Washington Times.

Между тем все три государства разделяют точку зрения, что реальная угроза терроризма может значительно отличаться от того восприятия терроризма как глобального явления, которое есть у администрации Буша. Эти страны больше озабочены "внутренним терроризмом". Пекин испытывает беспокойство по поводу мусульманских сепаратистов в среднеазиатской провинции Цзинцзян, Россия борется с чеченскими сепаратистами, а Индия - с боевиками в Кашмире.

На встрече во Владивостоке также обсуждался важный для Индии вопрос: намерение Индии стать постоянным членом Совета Безопасности ООН в рамках реформы ООН. Россия и Китай являются постоянными членами СБ ООН, вместе с Соединенными Штатами, Великобританией и Францией. В случае если встанет вопрос о включении Индии в Совет Безопасности, возражения любого из постоянных членов Совбеза могут блокировать эту инициативу. Москва публично поддержала инициативу Индии, но Китай все еще необходимо убеждать, заключает американская газета.