В споре Грузии и России о том, кто развязал войну на Кавказе, появляются все новые разведданные. Спустя месяц после войны, Грузия опубликовала записи перехваченных телефонных разговоров, которые, по мнению Тбилиси, свидетельствуют, что еще за сутки до грузинской атаки на Цхинвали в Южную Осетию вошла российская бронетехника. Таким образом грузинское правительство пытается убедить Запад и собственную оппозицию в том, что Грузия стала жертвой вторжения и пошла в атаку в целях самообороны, пишет The New York Times (Полный текст на сайте InoPressa.ru).
По словам грузинского министра внутренних дел Вано Мерабишвили, о перехватах разговоров грузинской разведкой ему было доложено через несколько часов после того, как были сделаны записи. Информация была передана Саакашвили, который воспринял ее как признак российского вторжения.
"Эти перехваченные записи свидетельствуют, что Россия перебросила войска первой, а мы оборонялись", - заявляет директор группы анализа разведданных в министерстве внутренних дел Грузии Шота Утиашвили.
- NYT сама перевела с осетинского
- Россия объясняет данные разведки о "довоенном" вводе войск "обычной ротацией"
- СМИ: российские войска вошли в Южную Осетию еще до начала боевых действий
В свою очередь на вопрос, отчего разговоры обнародованы лишь теперь, спустя месяц с лишним, глава грузинского МВД пояснил, что во время войны файл с записями потерялся, когда группа слежения перенесла свою деятельность из Тбилиси, столицы страны, в город Гори в Центральной Грузии.
Грузинские власти сообщили, что на прошлой неделе предоставили эти материалы Соединенным Штатам и Франции, которая на данный момент председательствует в ЕС.
В Белом Доме записи тщательно изучили и назвали "правдоподобными", свидетельствующими о том, что переброска российских войск на территорию Грузии имела место раньше, чем признавалось ранее. В то же время в американском правительстве считают, что эти данные не приводят к окончательным выводам относительно агрессивных намерений российской стороны.
Тем не менее, утверждения Грузии о передвижениях российских войск отчасти подтверждаются данными западной разведки, по которым два батальона 135 полка прошли через тоннель в Южную Осетию либо ночью 7 августа, либо рано утром 8 августа. Кроме этого, российскому гарнизону, дислоцировавшемуся на границе с Южной Осетией было придано мотострелковое подразделение и поручено контролировать северный конец тоннеля, утверждает западная разведка.
NYT также упоминает материал газеты "Красная звезда" (официальный орган Министерства обороны России), содержащий слова капитана 135-го полка Дениса Сидристого, о том , что 7 августа его части приказали прекратить учения и отправиться в Цхинвали. Позднее, в связи с возникшим вниманием, в публикации появились изменения: якобы в действительности переброска в Цхинвали произошла 8 августа. New York Times отмечает, что связаться с капитаном Сидристым редакции не удалось.
NYT сама перевела с осетинского
Редакции New York Times также удалось получить от Грузии копию аудиозаписи перехваченных разговоров. После этого газета наняла в России независимого специалиста по осетинскому языку и сделала свой независимый перевод с оригинала на русский, а с русского на английский.
"Послушай, бронетехника пришла или как?" – спросил некий начальник в штабе южноосетинских пограничников у пограничника по фамилии Гасиев, дежурившего у тоннеля, в разговоре, который, по словам грузинской стороны и сотового оператора, был перехвачен 7 августа в 03:52. "Бронетехника и люди", – ответил пограничник. На вопрос, прошли ли они через тоннель, он ответил: "Да, 20 минут назад. Когда я вам позвонил, они уже прибыли".
Газета отмечает, что в записанных разговорах не содержится конкретных данных о количестве единиц бронетехники или указаний на то, что российские силы в то время участвовали в боевых действиях.
Издание также предоставило экземпляры независимых переводов разговоров ряду представителей правительства США и американских военных, чтобы они прокомментировали записи. Они предостерегли, что, хотя диалоги, по-видимому, взяты из подлинных перехваченных разговоров по сотовому телефону, невозможно провести полный или официальный анализ, не получив доступа ко всему досье записей переговоров, собранных грузинской стороной. Они также отметили, что в Вашингтоне продолжает тщательно изучаться вопрос о провокации и ответных действиях в ходе конфликта. "Мы продолжаем это изучать, как в контексте анализа нашей разведслужбы, так и на базе данных, которые мы получаем с мест. Нам не удалось установить, кто "выстрелил в Джона" – кто выстрелил первым", - заявил NYT некий высокопоставленный американский военный, согласившийся обсудить этот вопрос на условиях анонимности.
Россия объясняет данные разведки о довоенном вводе войск "обычной ротацией"
Россия, разумеется, старается опровергнуть утверждения Грузии, пишет NYT. На прошлой неделе премьер-министр Владимир Путин выразил озадаченность в связи с тем, что Запад, по его мнению, склонен верить в грузинскую версию событий.
Атака грузинской стороны застала Россию врасплох, когда президент Дмитрий Медведев совершал круиз по Волге, Путин находился на Олимпиаде в Пекине, а министр обороны - отдыхал где-то на Черном море, уверяет российский генерал-лейтенант Николай Уваров, в прошлом военный атташе в ООН.
При этом Россия не оспаривает подлинности телефонных разговоров, но старается умалить их значимость, заявляя, что переброска войск в анклав перед началом войны была элементом обычной ротации и пополнения миротворческих сил, стоявших там уже долгое время.
Военная техника регулярно входила в Южную Осетию или покидала ее, осуществляя снабжение размещенного там российского миротворческого контингента, пояснил Уваров. "Поскольку мы держали там один батальон, ему требовалось горючее и продукты. Разумеется, передвижение военнослужащих имело место, – сказал он. – Но это не были военнослужащие действующей армии, которых послали туда конкретно для того, чтобы воевать". Уваров добавил: "Будь это крупные подкрепления, мы бы не потеряли в Южной Осетии примерно 15 миротворцев".
Однако Грузия утверждает, что в соответствии с соглашениями о миротворческой миссии, которые обе стороны подписали в 2004 году, ротация российского миротворческого батальона могла осуществляться только в дневное время и с предварительного уведомления как минимум за месяц. Однако в данном случае никаких уведомлений не было, заявил газете представитель МВД Грузии Шота Утиашвили.