Европейский суд по правам человека удовлетворил просьбу адвоката Каринны Москаленко, представляющей в Европейском суде интересы 75-летнего ученого Виктора Кудрявцева, и потребовал от российских властей обеспечить срочные меры в отношении него, применив 39-е правило Регламента Европейского суда по правам человека.
"В соответствии с распоряжением суда власти России должны обеспечить Кудрявцеву надлежащую медицинскую помощь, не связанную с пенитенциарной системой, обеспечить лекарствами, необходимыми для спасения его жизни, и госпитализировать в гражданскую больницу для лечения и обследования", - говорится в решении ЕСПЧ, которое цитирует МБХ медиа. российские власти должны выполнить эти меры до 6 мая и сообщить об этом суду.
По словам Каринны Москаленко, 39-е правило применяется Европейским судом крайне редко и в тех случаях, когда жизни заключенного угрожает смертельная опасность и доказана реальная угроза жизни. По ее словам, Кудрявцева обязаны положить в гражданскую больницу или изменить ему меру пресечения на не связанную с лишением свободы. При этом данное правило еще никогда не применялось в отношении россиянина, обвиняемого в госизмене.
Самый известный случай применения правила 39 - история смертельно больного Василия Алексаняна, экс-главы юридического департамента компании ЮКОС. В 2006 году ему диагностировали СПИД в тяжелой стадии.
Во время заключения здоровье Алексаняна значительно ухудшилось. Он практически ослеп, страдал от туберкулеза и рака печени. Его долго отказывались выпустить из заключения и освободили только в 2008 году под залог в 50 млн рублей. В 2010 году дело против него закрыли за истечением срока давности. В сентябре 2011 года Алексанян умер.
В том же 2011 году 39-е правило было применено в отношении тяжело больной предпринимательницы Натальи Гулевич, ее обвиняли в мошенничестве. По решению Страсбургского суда Гулевич должны были немедленно госпитализировать в гражданскую больницу из больницы СИЗО "Матросская тишина", где она находилась, но буквально через месяц после решения ЕСПЧ Таганский суд вынес в отношении нее условный приговор, и предпринимательницу освободили в зале суда.
Пока же научный сотрудник ЦНИИМАШ, ученый Виктор Кудрявцев по-прежнему находится в СИЗО "Лефортово". 19 марта Лефортовский суд Москвы продлил ему арест до 20 мая 2019 года.
Об аресте Виктора Кудрявцева по делу о госизмене стало известно в июле 2018 года от члена Общественной наблюдательной комиссии. Все заседания проходят в закрытом режиме, так как дело помечено грифом "совершенно секретно".
Адвокат Иван Павлов рассказывал, что, по версии следователей, Кудрявцев в письмах передавал бельгийским коллегам из Фон Кармановского института гидродинамики информацию, которую можно было использовать для создания оружия.
Секретность сведений в письмах была установлена заключением специалиста "Роскосмоса". Как пояснял Павлов, ФСБ считает "вражеской и шпионской организацией" весь Фон Кармановский институт.
По данным ряда источников, контрразведчики по результатам многомесячной разработки Кудрявцева убедились, что научная переписка с бельгийским институтом была лишь прикрытием для передачи секретных сведений спецслужбам стран НАТО, в том числе США, касающихся гиперзвуковых технологий для ракетных комплексов "Авангард" класса "земля - земля" и "Кинжал" класса "воздух - земля". Эти комплексы президент России Владимир Путин демонстрировал в послании Федеральному собранию в марте 2018 года.
Кудрявцев не признает вину. Его адвокаты заявляли, что он более 20 лет не имел доступа к секретным сведениям. В ноябре 2018 года ученый отказался от сделки со следствием в обмен на освобождение из-под ареста. По словам Павлова, ученому предлагали не только признать вину, но и оговорить коллегу.
О давлении на Кудрявцева также рассказывал его сын Ярослав Кудрявцев - профессор Российской академии наук, заведующий лабораторией Института нефтехимического синтеза РАН. После отказа от сделки ученого ЦНИИмаш лишили свиданий с родными.