Reuters выяснило новые подробности финансовых махинаций вокруг нацпроекта "Здоровье"
Reuters
Reuters выяснило новые подробности финансовых махинаций вокруг нацпроекта "Здоровье"
 
 
 
Reuters выяснило новые подробности финансовых махинаций вокруг нацпроекта "Здоровье"
Reuters

Масштабные хищения на строительстве федеральных высокотехнологичных медицинских центров от Калининграда до Владивостока стали темой очередного расследования Reuters из цикла "Товарищеский капитализм. Как российская элита делает бизнес в эпоху Путина". В нем отличились те же люди, что и в первой части - Николай Шамалов, являющийся акционером банка "Россия", и Дмитрий Горелов, полковник КГБ в отставке.

В предыдущей серии фигуранты путем сложных махинаций перепродавали дорогостоящее медицинское оборудование по завышенным ценам, отчисляя запутанными путями прибыль на постройку дворца под Геленджиком.

Очередная грандиозная афера с участием все тех же персонажей также реализовалась в сфере здравоохранения.

Знакомые все лица: два друга, две компании

В 2005 году во время своего второго президентского срока Путин дал старт программе стоимостью 1 миллиард долларов, предполагавшей строительство 15 кардиологических и травматологических центров по всей России от Владивостока до Калининграда. Договор на 270 млн долларов был заключен с немецкой компанией Cadolto, имевшей опыт модульного строительства, чтобы обеспечить строительными блоками 7 центров.

Однако Путин, по словам менеджера Cadolto и российских источников, настоял на том, чтобы часть модулей была произведена в России, а не в Германии. Именно тогда в истории появились Шамалов и Горелов, уже известные по эпопее с поставкой томографов.

Они владели акциями двух других компаний, участвовавших в проекте Путина по развитию здравоохранения. Эти компании, по информации контролировавшего строительство бывшего высокопоставленного чиновника и источников, знакомых с работой компаний, планировали приступить к строительству второй очереди медицинских центров.

Одна компания называлась "Росмодульстрой". Она должна была построить и получить во владение завод по производству модулей. Соратники Путина Николай Шамалов и Дмитрий Горелов, как указывается в учредительных документах компании, контролировали в ней по 10% каждый. По этим документам, российский бизнесмен Сергей Колесников также владел 10-процентной долей.

Основным инвестором обеих компаний был "Росинвест". Напомним, что "Росинвест" был создан в 2005 году бизнесменом Сергеем Колесниковым по просьбе друга Путина Николая Шамалова. Собственность на компанию была скрыта за анонимными "предъявительскими акциями", основная часть управлялась в интересах Путина, утверждает Колесников, ссылаясь на слова Шамалова. Именно эта компания финансировала строительство дворца на Черноморском побережье.

"Росинвест" владел самой большой долей, составлявшей, как показывает корпоративная документация, 50%. В 2011 году компания избавилась от своих акций, а Горелов и Шамалов увеличили свои доли в компании до 25% каждый, о чем свидетельствуют документы компании.

При основании "Росмодульстроя" три других российских бизнесмена получили оставшиеся 20% компании. Двое из них – это петербургские предприниматели: руководитель строительной компании Владимир Васильев и Олег Медоев, возглавлявший фирму, работавшую с недвижимостью. Каждому принадлежало по 5% акций компании "Росмодульстрой", о чем свидетельствуют учредительные документы предприятия. Еще 10% акций владел Вадим Можаев, который был менеджером российского подразделения немецкого концерна Siemens, занимавшегося поставками высокотехнологичных томографов и другого оборудования для больниц в рамках проекта Путина в области здравоохранения.

Можаев ушел из Siemens в 2010 году и возглавил государственную структуру ДЕЗЗ, курировавшую строительство больниц все для того же проекта. Он сказал, что его назначение в ДЕЗЗ не связано с его интересом в "Росмодульстрое" и УК "Модуль". Можаев отметил, что когда пришел в ДЕЗЗ, то избавился от всех своих активов. "Я обязан был передать их (акции), чтобы не было конфликта интересов", - сказал он.

"Росмодульстрой" и УК "Модуль" зарегистрировали 28 декабря 2006 года, указав одних и тех же людей в качестве владельцев. В имеющихся у Колесникова уставных документах значится один и тот же юридический адрес в Санкт-Петербурге.

По этому же адресу находится компания, называющаяся "Петромед". Это та же фирма, что поставляла томографы для новых больниц, о чем подробно написано в первой из серии статей. Согласно корпоративной документации Горелов и Колесников числятся среди инвесторов Петромеда.

Нестыковки: строительство из модулей российского производства невозможно

Пока немецкая Cadolto спокойно отрабатывала свой контракт, поставляя модули для строительства первых семи больниц, российская сторона возвела завод по строительству модулей в Череповце.

В 2008 году УК "Модуль", которая занималась управлением этим заводом, получила первый контракт на поставку половины модулей для больницы в Челябинске. В сентябре 2009 года Россия выделила еще 448 млн долларов на строительство пяти федеральных медицинских центров помимо тех, что были построены из модулей фирмы Cadolto.

Через несколько дней государственное предприятие ДЕЗЗ, курировавшее проект строительства больниц, подписало еще один контракт с УК "Модуль". Условия этого контракта неизвестны. В решениях судов также не приводится деталей о сумме сделки и конкретных задачах.

УК "Модуль" выиграла право на строительство 5 или 6 медицинских центров. Позже ДЕЗЗ изменил условия сотрудничества с УК "Модуль", уточнив, что 97 млн долларов пойдут на больницу в Перми. Он также подписал с УК "Модуль" еще один контракт стоимостью 15 млн долларов на поставку модулей для больницы в Смоленске.

Ни один проект компания не закончила. Работа над проектом в Перми стала очевидным провалом. УК "Модуль" потребовалось больше года для поставки модулей. Сборные блоки должны были соединяться как конструктор Lego, но они не подходили друг к другу, потому что, по словам одного из руководителей компании, УК "Модуль" использовала неверные чертежи.

В конце концов проблемы были решены с помощью другой компании, и строительство больницы в Перми было завершено в феврале 2012 года, почти через год после выхода УК "Модуль" из проекта.

Помимо все новых претензий к работе УК "Модуль" над проектом в Перми, ДЕЗЗ сокращал заключенные с ней госконтракты. В итоге в марте 2011 года он аннулировал их все. Завод в Череповце закрылся, 600 человек оказались на улице без положенных по закону документов и компенсаций.

70%-ное подорожание проекта

Сложно сказать, заработали ли акционеры обеих компаний на больничном проекте или нет, но совершенно понятно одно: государство за свои деньги получило плохой продукт, причем настолько, что пыталось взыскать ущерб с УК "Модуль". Знакомым президента, как говорят бывшие сотрудники УК "Модуль", удалось закончить работу лишь над одной из шести больниц, а именно - поставить половину модулей для больницы в Челябинске.

Россия привезла дополнительные модули из-за границы и построила 13 из 15 больниц, которые были запланированы в рамках грандиозного путинского проекта. Это длилось на 5 лет дольше, чем предполагалось. В итоге проект подорожал на 70%, или 690 млн долларов.

Reuters отмечает, что УК "Модуль" была не единственной проблемой. Строительство двух больниц, к которым УК "Модуль" не имела отношения, потерпело полный провал. Возведение медицинского центра в Краснодаре было остановлено, когда модули после их установки покрылись плесенью. Стройка во Владивостоке была отменена после задержек и перерасходов.

ДЕЗЗ подал на УК "Модуль" в суд в связи с неисполнением $97-миллионного контракта на строительство больницы в Перми. Суд признал компанию виновной и обязал выплатить 22 млн долларов. УК "Модуль" их не выплатила - компания обанкротилась в мае 2012, при этом за все ее активы, которые на бумаге оценивались в 26 млн долларов, удалось выручить 40 тысяч.

Из счетов "Росмодульстроя" следует, что в конце 2012 года ее долги превышали активы на 27 млн долларов, и она зафиксировала убыток в 16 млн долларов. 9 млн долларов компании задолжала родственная УК "Модуль", которые она так и не вернула. В июне 2011 года мелкий должник начал процедуру банкротства "Росмодульстроя", которая длится до сих пор.

Российские налогоплательщики оплатили счета, оставленные знакомыми Путина, резюмирует Reuters. "Росмодульстрой" была приобретена государственным конгломератом "Ростех" - головной организацией одной из двух государственных структур, которые получили контракты на больницы.