Приговор украинскому режиссеру Олегу Сенцову, получившему накануне 20 лет колонии строгого режима по обвинению в подготовке терактов в Крыму, вызвал бурное обсуждение в России, на Украине и на Западе. Евросоюз счел решение суда в Ростове-на-Дону несправедливым, призвав освободить украинца и его предполагаемого сообщника антифашиста Александра Кольченко. В свою очередь Киев предложил создать санкционный список из причастных к преследованию Сенцова и украинской летчицы Надежды Савченко. Между тем журналисты вспоминают детали резонансного дела. Обзор статей на эту тему публикуют "Заголовки".
Идею создания списка Сенцова - Савченко озвучил глава МИД Украины Павел Климкин, сообщает "Радіо Свобода". "Мы должны постепенно переходить к разговору о списке Сенцова - Савченко. Это должен быть конкретный санкционный список - так, как это происходило в случае Магнитского, так же и нам необходим этот список. И каждый в России, кто имеет отношение к этим несправедливым решениям, не должен чувствовать себя в безопасности. Над этим мы будем работать", - заявил глава украинского внешнеполитического ведомства в эфире телеканала "Інтер".
Дело Сенцова
Сенцов был задержан в Крыму 11 мая 2014 года. Режиссера и еще троих задержанных по делу о терактах в ФСБ посчитали членами запрещенной в России экстремистской организации "Правый сектор". При этом в ПС заявили, что Сенцов не состоит в их рядах. Стоит отметить, что, судя по приговору суда, доказать причастность Сенцова и Кольченко к деятельности "Правого сектора" так и не вышло.
Следствие считает Сенцова руководителем поджогов офисов "Русской общины Крыма" и "Единой России", а Кольченко - соучастником. По версии следователей, Сенцов, Кольченко, а также ранее осужденные Алексей Чирний и Геннадий Афанасьев не только совершили в Симферополе два теракта 14 и 18 апреля 2014 года, но также вели подготовку к еще двум взрывам 9 мая - памятника Ленину на привокзальной площади Симферополя и мемориала "Вечный огонь" в парке имени Гагарина, напоминает РБК. По версии следствия, целью группы была дестабилизация обстановки в Крыму и "воздействие на органы власти", чтобы те вернули Крым в состав Украины.
Гособвинитель требовал приговорить Сенцова к 23 годам заключения с ограничением свободы в течение двух лет. Для Кольченко обвинение ранее запросило 12 лет тюрьмы с ограничением свободы на полтора года.
В результате Северо-Кавказский окружной военный суд 25 августа признал Сенцова и Кольченко виновными сразу по нескольким статьям. Сенцов был признан виновным в создании организации террористической направленности (ст. 205.4 УК РФ), организации двух терактов в виде поджогов, нанесших значительный материальный ущерб (ст. 205 УК РФ), и незаконном обороте оружия (ч. 3 ст. 222 УК РФ). Путем сложения сроков режиссер получил 20 лет колонии строгого режима.
Кольченко признали участником террористической группы и поджогов. Всего обвиняемый получил 10 лет в колонии строгого режима.
В качестве потерпевших выступили функционер "Русской общины Крыма" Андрей Козенко и бывший участник самообороны Крыма Александр Бочкарев, представлявший в суде "Единую Россию". Совокупный ущерб двух организаций был оценен в 230 тысяч рублей. При этом 30 тысяч убытка ЕР не были подтверждены документально, поскольку официально на момент совершения преступления этой партии на полуострове не было, уточняет "Московский комсомолец".
Эксперт: Сенцова могут обменять на "какого-нибудь российского генерала"
Как пояснили "Коммерсанту" адвокаты Сенцова и Кольченко, в ближайшее время они подадут апелляцию на приговор в судебную коллегию Верховного суда РФ. "Позиция защиты у нас единая, только сроки у наших подзащитных разные: иллюзий относительно предстоящего решения Верховного суда мы не питаем, поэтому, как только приговор вступит в силу, направим жалобу в Европейский суд по правам человека", - рассказала защитница Кольченко Светлана Сидоркина.
Кроме того, адвокаты Сенцова и Кольченко будут добиваться того, чтобы осужденные отбывали свое наказание на Украине. Впрочем, формально Сенцов является российским гражданином, так как не подавал заявление об отказе от гражданства РФ после присоединения Крыма к России.
Украинский политолог Дмитрий Понамарчук предполагает, что Сенцова могут обменять "на какого-нибудь российского генерала, 20 лет он сидеть не будет". Эксперт отметил, что Сенцов проигрывал в публичности Савченко, из-за того что она избрана в Верховную раду первым номером по списку "Батькивщины" и затем делегирована в ПАСЕ, что "сделало ее фигурой мирового масштаба". Но Сенцов не меньше Савченко сделал для Украины: он защищал украинскую землю, и теперь задача для дипломатов - добиться его освобождения, заявил Понамарчук газете "Ведомости".
Показания Чирния и Афанасьева стали основой для обвинения
Основные свидетели по делу - Чирний и Афанасьев - полностью признали вину и заключили соглашение со следствием, в связи с чем их дела рассматривались отдельно. Оба фигуранта получили по семь лет лишения свободы в колонии строгого режима. Правозащитники не раз указывали, что единственным подтверждением версии ФСБ о причастности Сенцова к преступлениям, поскольку тот "якобы был руководителем преступной группы и отдавал команды ее участникам", являются показания уже осужденных Афанасьева и Чирния.
Сенцов на протяжении всего следствия и суда свою вину не признал, а Кольченко сознался только в том, что участвовал в поджоге офиса "Партии регионов". От того поджога, как и от поджога офиса "Русской общины Крыма", никто не пострадал. Пострадали двери. Ущерб был оценен в 30 тысяч рублей.
При этом Афанасьев, приговоренный к семи годам строгого режима за те же поджоги, совершение которых вменяется нынешним подсудимым, позднее заявлял, что на следствии оговорил Сенцова и Кольченко "по принуждению". Он заявил, что свое участие в действиях, которые ему инкриминировали, он признает, но "этих людей там не было".
Кроме того, за день до вынесения приговора Сенцову и Кольченко Мосгорсуд отказал адвокату Афанасьева Александру Попкову в допуске к материалам дела якобы потому, что сведения засекречены. Возникла версия, что это было сделано специально. "Не хотели до осуждения Сенцова трогать материалы дела. А вдруг адвокаты что-то смогли бы сделать с выбитыми из Афанасьева показаниями", - полагает юрист.
В свою очередь Чирний, когда его доставили в суд, отказался отвечать на вопросы сторон, сославшись на статью 51 Конституции. В результате вместо допроса свидетеля прокурор огласил протоколы допросов Чирния, которые проводились в ходе следствия.
Из этих документов следовало, что уже 9 мая, в день задержания, Чирний, признав свою вину, утверждал, что поджогами руководил Афанасьев и он же давал указания приобрести самодельные взрывные устройства (СВУ) для подрыва памятника Ленину. Лишь на следующий день Чирний начал говорить о Сенцове как о руководителе группы, который отдавал приказы, но сам не участвовал ни в одной акции.
Остальными свидетелями гособвинения были члены Молодой Гвардии "Единой России" (МГЕР), координаторы "Национально-освободительного движения" (НОД), неоднократно судимые и до сих пор отбывающие наказания люди, а также представители крымских властей.
Адвокаты сообщали о пытках подсудимых
Адвокат Сенцова Дмитрий Динзе ранее утверждал, что его подзащитного пытали. "Мой подзащитный заявлял мне о том, что его пытали сотрудники ФСБ", - говорил защитник. "На мой взгляд, дело сфабриковано на 90%. Многих пытали, оказывали давление. В свидетелях одни зеки какие-то, судимые за кражу и наркотики", - заявил Динзе "Новым известиям".
Кроме того, Афанасьев подробно рассказал своему адвокату о том, как его жестоко пытали: присоединяли электрическую машинку к половым органам, подвешивали "ласточкой", не давали спать и есть. Этот адвокатский опрос во время прений сторон на суде зачитал адвокат Сенцова Дмитрий Динзе, сообщает The News Times.
Олег Сенцов - начинающий режиссер, киносценарист и писатель. В 2011 году украинец снял фильм "Гамер". Кроме того, в 2014 году вышел в свет роман Сенцова "Купите книгу - она смешная". У Сенцова двое детей: дочь Алина (2002) и сын Владислав (2004), который страдает аутизмом.
В защиту Сенцова выступали правозащитники и деятели кино. Члены Европейской киноакадемии обратились к властям России с открытым письмом, в котором призвали немедленно освободить украинского режиссера.