Главной темой для обсуждения в пятницу в иностранных газетах стал однодневный саммит Россия-ЕС в Сочи
Первый канал
Главной темой для обсуждения в пятницу в иностранных газетах стал однодневный саммит Россия-ЕС в Сочи Зарубежная пресса спорит о том, удалось ли сторонам достичь прогресса в согласовании вопросов энергетики
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Главной темой для обсуждения в пятницу в иностранных газетах стал однодневный саммит Россия-ЕС в Сочи
Первый канал
 
 
 
Зарубежная пресса спорит о том, удалось ли сторонам достичь прогресса в согласовании вопросов энергетики
Первый канал
 
 
 
Вместе с тем большинство изданий отмечают, что сочинский саммит все же будет вспоминаться добрым словом, благодаря согласованию и упрощению визового регламента между Россией и ЕС
RTV International

Главной темой для обсуждения в пятницу в иностранных газетах стал однодневный саммит Россия-ЕС в Сочи. Зарубежная пресса спорит о том, удалось ли сторонам достичь прогресса в согласовании вопросов энергетики. Вместе с тем большинство изданий отмечают, что сочинский саммит все же будет вспоминаться добрым словом, благодаря согласованию и упрощению визового регламента между Россией и ЕС. Только тогда, когда русские и европейцы получат возможность лучше узнать друг друга, зыбкий симбиоз может превратиться в нечто большее.

The Independent считает, что российский президент Владимир Путин холодно отверг попытки Европы получить доступ к разветвленным газопроводным системам России. Его жесткая позиция на однодневном саммите ЕС-Россия в Сочи на черноморском побережье задает тон саммиту лидеров "большой восьмерки", который состоится в июле в Санкт-Петербурге. Создается впечатление, что по этому вопросу Россия и Запад все больше отдаляются друг от друга.

Представители европейской делегации надеялись, что Путин хотя бы на словах успокоит тревоги ЕС по поводу растущей зависимости Европы от Москвы на предмет поставок нефти и газа, а также согласится ратифицировать договор к Энергетической хартии, что предоставит Европе доступ к российской системе газопроводов. Однако Путин разочаровал европейцев на обоих фронтах.

Однако The Financial Times не соглашается: Россия предприняла попытку снять трения между Россией и Европейским союзом по вопросам энергетики, настаивая на том, что Россия "была, есть и будет" надежным поставщиком для Европы. Москва дала понять, что в будущем, возможно, будет готова к подписанию договора Энергетической хартии, который она подписала, но не ратифицировала.

"Мы более сорока лет надежно, день в день, минута в минуту и в полном объеме исполняем свои обязательства перед нашими европейскими партнерами", - сказал Путин. "Если наши партнеры ждут от нас какого-то эксклюзива, то у нас возникает вопрос: что мы получаем взамен?", цитирует FT российского президента в статье "Путин пытается успокоить энергетические тревоги ЕС".

Однако, настаивает он, эти отношения должны быть "взаимными". "Если наши европейские партнеры ждут, что мы их запустим в "святая святых" нашей экономики - в энергетику, то мы ждем встречных шагов на критических и самых важных направлениях для нашего развития", - заявил российский президент.

Тон Путина отличался от его воинственного настроя после встречи с немецким канцлером Ангелой Меркель в прошлом месяце. Он сказал тогда, что Россия сталкивается с барьерами на западе, севере и юге и может в будущем переместить свои энергетические инвестиции на новые рынки, например в Китай.

Тем не менее, на саммите Путин решил успокоить своих западных собеседников, пишет Le Figaro. "Никакой альтернативой Китайская Народная Республика потребителям наших энергоресурсов в Европе не является", - заверил российский президент.

Директор Института национальной стратегии Станислав Белковский назвал президента Владимира Путина скорее бизнесменом, чем политиком. Он заявил, что опасения европейских стран по поводу надежности России как поставщика энергоресурсов ошибочны. "Европа плохо понимает мотивацию и психологию Путина. Это бизнесмен, а не политик", - сказал он в интервью Le Figaro.

Путин защищает, прежде всего, те энергетические компании, в которых у него есть собственные интересы: это "Газпром", "Роснефть" и "Сургутнефтегаз". Во время "газовой войны" он с политической точки зрения повел себя неправильно, и это подорвало доверие европейцев к России. Тем не менее, это была не политическая война, а коммерческий торг, говорит эксперт.

"Энергетическая хартия неприемлема для России. Ее ратификация ликвидировала бы то стратегическое преимущество, которым обладает Россия, благодаря своим эксклюзивным возможностям транзита газа. Путин мог бы согласиться на это лишь при условии, что Запад предложит ему льготы для тех компаний, к которым он близок", - считает Белковский.

Однако было бы ошибочным ожидать от саммита слишком многого. При всей дружелюбной риторике в Сочи стало ясно, насколько велики противоречия. К огорчению ЕС Россия отказывается ратифицировать в ее нынешнем виде уже подписанную Энергетическую хартию.

Российская сторона оправдывается тем, что она сначала подписали документ, возводящий свободную конкуренцию в ранг обязанности, и лишь потом изучили его досконально. Однако это только полуправда, пишет Suddeutsche Zeitung. При президенте Путине Россия все больше видит в нефти и газе средство удержания власти, которое она не хочет выпускать из своих рук из-за какой-то там хартии.

Еще один сюжет саммита – двойное соглашение по проблеме виз – стал единственным конкретным результатом встречи. Соглашения об упрощении выдачи виз о реадмиссии позволят некоторым категориям граждан (бизнесменам, студентам, журналистам) выезжать из России в страны ЕС и наоборот, проходя упрощенную визовую процедуру, а российских нелегалов или граждан третьей страны будет проще выпроводить с территории ЕС. (Полный текст статей на сайте InoPressa.ru.)