Саад Харири сообщил, что покидает пост премьер-министра Ливана. Заявление об отставке с должности главы коалиционного кабинета прозвучало на фоне массовых антиправительственных протестов, продолжающихся в стране с 17 октября.
"Я направляюсь в президентский дворец, чтобы вручить главе государства прошение об отставке", - заявил Харири в речи, которая транслировалась по телеканалу Al Mayadeen.
По словам премьер-министра, он старался найти выход из кризиса и ответить на требования народа. "Однако все эти попытки зашли в тупик, и я ухожу в отставку", - сказал он.
Харири призвал ливанцев сохранить гражданский мир и не допустить ухудшения экономической ситуации. "Я призываю вас защитить Ливан от пожара и экономического коллапса", - подчеркнул премьер-министр в своей прощальной речи.
Заявление Харири об уходе в отставку прозвучало на фоне продолжающихся с 17 октября массовых акций протеста, парализовавших Ливан. Демонстранты на центральных площадях Бейрута требовали отставки коалиционного кабинета, роспуска парламента и проведения досрочных выборов, передает ТАСС.
На прошлой неделе они отвергли предложение президента республики Мишеля Ауна о вступлении в "конструктивный диалог" с властями и выдвинутый премьер-министром антикризисный план реформ.
Как сообщили источники во дворце Баабда, встреча премьер-министра с президентом продолжалась считанные минуты, после чего Харири покинул дворец, не сделав никаких заявлений журналистам.
Решение главы правительства подать в отставку приветствовали участники протестного движения, собравшиеся на митинг в центре Бейрута. "Революция, революция, революция!" - скандировали демонстранты. В толпе раздались призывы к отставке президента республики. Министр внутренних дел Ливана Райя аль-Хасан отметила, что "уход Харири в отставку предотвратил сползание страны к междоусобице". Лидер христианской партии "Ливанские силы" Самир Джааджаа подчеркнул, что "отставка Харири является правильным решением и отвечает требованиям протестующих масс".
Между тем председатель Прогрессивно-социалистической партии и предводитель общины горцев-друзов Валид Джумблат заявил, что поддержит кандидатуру Харири, если он снова возглавит кабинет. "Я призываю всех ливанцев к диалогу и спокойствию", - сказал он.
Отставка с "непредсказуемыми последствиями"
Уход в отставку ливанского премьер-министра Саада Харири может превратить Ливан в слабое звено ближневосточного региона, так как участники внутриполитического процесса будут заняты поиском "нового равновесия" в стране. Такое мнение высказал во вторник председатель совета Фонда развития и поддержки Международного дискуссионного клуба "Валдай" Андрей Быстрицкий.
Говоря о влиянии отставки Харири на регион, он не исключил развития негативного сценария. "Ливан может оказаться слабым звеном. Там сейчас сравнительно хрупкое равновесие <...> между очень разными силами, некоторые из которых настроены радикально, - сказал Быстрицкий, напомнив о сосуществовании прошиитских и проалавитских сил в стране. - Достаточно сложная конфигурация".
По словам эксперта, уход Харири, бесспорно, заставит всех участников процесса искать новое равновесие. "Как оно будет найдено, сказать сложно", - отметил он. По мнению Быстрицкого, "самое большое и самое существенное, что привносит сейчас отставка Харири - это дополнительные опасения для всех участников местных политических процессов".
"Премьер Харири - фигура противоречивая, сложно приходившая к власти, - добавил эксперт. - Он начинал как большой противник, как я понимаю, Сирии, [выступал] за независимость Ирана, затем он оказался заложником очень сложных отношений, плюс ко всему столкнулся с ситуацией, когда противодействие широких народных масс оказалось просто невероятным".
По словам Быстрицкого, отставка Харири сейчас "просто практически неизбежный шаг, чтобы избежать дальнейшей эскалации насилия" в стране.
"Сегодня есть близлежащая Турция со своими интересами, есть Сирия, традиционно очень чувствительная к ливанским вопросам, есть Израиль, есть к тому же иранские силы. То есть это очень сложный многоугольник", - указал эксперт, добавив, что отставку премьера Ливана не стоит трактовать как выгодную "для тех или других". "Здесь не арифметическая, сложная ситуация", - сказал Быстрицкий.
Эксперт отметил, что в протесты в Ливане вовлечена "едва ли не половина населения, если не больше". "Это не шутка. Для этой небольшой страны текущее положение означает полное раскачивание ситуации. И как это будет развиваться - трудно сказать", - подчеркнул он.
Быстрицкий напомнил, что Харири делал последовательные уступки, но они "не утихомирили публику, а наоборот только раззадорили". "Он последовательно отправлял в отставку членов правительства и так далее, пока не отправил самого себя, - сказал эксперт.
- Я не уверен, что ливанцам очень нравится "Хизбалла", плюс эта сложная ситуация, когда президент маронит, кто-то шиит, кто-то суннит. Так что последствия могут быть непредсказуемы".
Глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев считает, что отставка премьер-министра Ливана Саада Харири может стать шагом к мирному урегулированию ситуации в стране, в котором заинтересованы все здоровые силы.
"Убежден, что все здоровые силы в самом Ливане и в соседних государствах, как и в традиционно дружественной Ливану России, заинтересованы в мирном урегулировании кризиса, отставка Саада Харири может быть шагом в этом направлении. Посмотрим на реакцию улицы, ведь ее готовность к диалогу и есть важный индикатор конструктивного настроя и способности к поиску разумного выхода. Альтернатива всем известна по соседним странам, никому пока силовые сценарии счастья не принесли. Ну разве что некоторым внешним силам", - написал Косачев на своей странице в Facebook.
Он отметил, что требования демонстрантов в Ливии носят социально-политический характер и касаются типичного для стран региона набора тем: экономика, безработица и коррупция. "У многих, что называется, накопилось и вылилось в стихийные акции, однако вопрос в том, по какому сценарию все пойдет дальше, кто и как сейчас воспользуется этой ситуацией и не перерастет ли мирный протест в нечто большее", - подчеркнул российский сенатор.
Он считает, что "заинтересованные в "перетасовке" ливанской "колоды" уже объявились". Косачев отметил сообщение агентства Reuters, которое со ссылкой на представителя Госдепартамента США сообщило, что Вашингтон поддерживает призывы участников протестных акций в Ливане.
Биография премьер-министра
Саад Харири родился 18 апреля 1970 года в Эр-Рияде (Саудовская Аравия). Его отец - Рафик Харири (1944-2005) - был влиятельным предпринимателем и премьер-министром Ливана в 1992-1998 и 2000-2004 гг.
Саад Харири начальное образование получил в Ливане, затем учился в школах во Франции и Саудовской Аравии. В 1992 г. он окончил Джорджтаунский университет в США по специальности "управление бизнесом".
В дальнейшем Харири работал в основанной его отцом крупной строительной компании Saudi Oger Ltd. В 1996 г. он занял пост генерального директора. При нем компания реализовала крупные проекты в Саудовской Аравии (здания Научно-технологического университета им. короля Абдуллы в Джидде, отеля "Ритц-Карлтон" и конференц-центра короля Абдуллы в Эр-Рияде), а также вела бизнес в Африке, Европе и США. В 2006 г. Харири учредил компанию Oger Telecom, которая впоследствии стала одной из крупнейших на рынке телекоммуникаций и информационных технологий в странах Ближнего Востока и Африки.
После гибели отца Рафика Харири в 2005 г. в результате теракта в Бейруте Саад Харири возглавил общественно-политическое движение "Аль-Мустакбаль" ("Будущее", в настоящее время - крупнейшая суннитская партия Ливана).
Его соратником стал глава Прогрессивной социалистической партии (ПСП) и лидер общины друзов Валид Джумблат. "Аль-Мустакбаль", ПСП и ряд других партий (в т. ч. христианские "Катаиб" и "Ливанские силы") создали "Коалицию 14 марта", выступавшую за вывод сирийских войск из Ливана (введены в 1976 г. в соответствии с решением Лиги арабских государств с целью разъединения противоборствующих сторон в ливанской гражданской войне, начавшейся в 1975 г.). Деятельность этой коалиции, поддерживаемая США, Францией и Саудовской Аравией, а также массовые протесты ("кедровая революция") привели к выводу сирийских войск в апреле 2005 года.
После победы "Коалиции 14 марта" на парламентских выборах в мае - июне 2005 г. (получила 72 из 128 мест) премьер-министром Ливана стал Фуад Синьора, а Саад Харири - лидером парламентского большинства.
На выборах в июне 2009 г. коалиция получила 71 мандат, после чего президент Ливана Мишель Сулейман поручил Сааду Харири сформировать правительство. Из-за разногласий с представителями оппозиции, прежде всего с крупнейшей шиитской военнизированной партией "Хизбалла" (пользуется поддержкой Ирана и Сирии), Харири отказался от полномочий. Однако в ходе последующих политических консультаций его кандидатуру на пост премьер-министра поддержали 73 депутата, и 16 сентября Мишель Сулейман вновь поручил ему сформировать кабинет.
В ноябре 2009 г. Саад Харири возглавил правительство национального единства, в которое наряду с членами парламентского большинства вошли представители оппозиции, в том числе "Хизбаллы".
Харири предпринял ряд шагов по нормализации отношений с сирийским руководством. Однако вскоре вновь ужесточил риторику в адрес сирийских властей, заявив об их причастности к убийству отца. Это привело к выходу из правительства министров из просирийской "Коалиции 8 марта". В июне 2011 г. Саад Харири ушел в отставку с поста премьер-министра. Он покинул Ливан и по соображениям безопасности проживал в эмиграции в Саудовской Аравии и Франции.
Саад Харири вернулся в Ливан в феврале 2016 г. Будучи лидером ведущей политической партии "Аль-Мустакбаль", он заявил о поддержке кандидатуры христианского политика Мишеля Ауна на пост президента Ливана. Это позволило парламенту избрать 31 октября 2016 г. главу государства спустя 2,5 года после истечения полномочий Мишеля Сулеймана в мае 2014 г. В ноябре 2016 г. Мишель Аун после консультаций с парламентскими фракциями поручил Сааду Харири сформировать правительство. В декабре 2016 г. Харири вновь возглавил кабинет министров.
Однако он не смог противостоять усилению политического влияния проиранского движения "Хизбалла" и добиться расформирования его вооруженных отрядов, которые фактически неподконтрольны правительству Ливана.
4 ноября 2017 г., находясь с визитом в Саудовской Аравии, Саад Харири заявил, что покидает пост по причине "вмешательства Ирана и его пособников в лице шиитской партии "Хизбалла" во внутренние дела страны". Власти Ливана предположили, что Харири сделал такое заявление под давлением саудовских властей, и президент Ливана Мишель Аун обратился за помощью к США, Великобритании, Китаю и России с целью возвращения премьер-министра в Ливан. 22 ноября Харири вернулся в Ливан и заявил, что его отставка откладывается ради создания "стабильности и арабской идентичности страны". По мнению экспертов, эта ситуация была неудачной попыткой наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бен Сальмана снизить иранское влияние в Ливане. В ее основе лежала идея замены Саада Харири на его брата Баху Харири, который выступает с жесткими заявлениями по отношению к поддерживаемой Ираном "Хизбалле".
Премьерство Харири также совпало с обострением экономического кризиса в стране. Обстановку усугубил и приток почти 1,5 млн сирийских беженцев. В 2016-2017 гг. рост ВВП составлял 0,6%, безработица в этот период выросла с 9% до 20% (по сведениям правительства Ливана). В октябре 2017 г. парламент Ливана впервые с 2005 г. утвердил бюджет страны, его дефицит составил 5,2 млрд долларов (около 9,5% от ВВП Ливана).
В мае 2018 г., несмотря на то что "Коалиция 14 марта" уступила на выборах "Коалиции 8 марта" (42 места против 68), Сааду Харири вновь было предоставлено право сформировать правительство. Кабинет министров был создан только спустя 8 месяцев, в январе 2019 г. Основной проблемой в новый премьерский срок Харири стала ухудшающаяся экономическая ситуация в стране (рост ВВП за 2018 г. составил всего 0,2%, внешний долг превысил 150% от ВВП). С целью сокращения дефицита бюджета (с 11% до 7,5% по рекомендации Всемирного банка) правительство Харири приняло ряд непопулярных реформ. Так, были урезаны социальные выплаты военным, госслужащим, пенсионерам и инвалидам, повышен налог на табачные изделия (на импортные сигареты - 1,3 доллара, на местные - 0,5 доллара), введен налог на использование мессенджеров (6 долларов в месяц за пользование WhatsApp). Кроме того, НДС должен был увеличиться с 11% до 15% к 2022 году.
В октябре 2019 г. на фоне принятых правительством мер в Бейруте и других городах Ливана начались массовые антиправительственные протесты, в которых приняли участие свыше 1,7 млн человек (рекордное число людей, вышедших на улицы с момента "кедровой революции" в 2005 г.). Харири пообещал сократить зарплаты министров и депутатов на 50% и отменить все принятые ранее решения по сокращению соцвыплат и введению налогов. Однако протесты продолжились.
Саад Харири женат на гражданке Саудовской Аравии Ларе аль-Азм и сам имеет саудовское гражданство. В 2018 г. журнал Forbes оценивал его состояние в 1,5 млрд долларов.