www.rusemb.tj

Ужесточение позиции Таджикистана в вопросе продления аренды 201-й российской военной базы связано с активизацией в республике США и Китая, что грозит Москве утратой своего влияния в этой стране. Такое объяснение дал "Коммерсанту" заместитель гендиректора Центра по изучению постсоветского пространства МГУ Александр Караваев.

Как отмечает газета, США ведут переговоры с Душанбе о передаче части военной техники и оборудования после вывода американского контингента из Афганистана. А в ходе недавнего визита в Китай таджикский президент Эмомали Рахмон получил кредит около двух миллиардов долларов, после чего назвал отношения с КНР "приоритетом внешней политики Таджикистана". В прошлом году Душанбе заключил с Пекином соглашение об урегулировании территориального спора и демаркации границы, передав китайцам 1122 кв. км горного массива - почти 1% территории Таджикистана.

По словам Караваева, в последнее время наблюдается резкое оживление сотрудничества Таджикистана с Индией, а также монархиями Персидского залива, прежде всего Катаром. Все это лишает Москву монополии на связи с Таджикистаном и прежней роли "старшего брата".

Рахмон может подарить американцам аэродром

О том, что Рахмон меняет вектор с Москвы на Вашингтон, пишет в пятницу "Независимая газета". По ее информации, о намерении кардинально усилить американское направление таджикский лидер сообщил президенту Бараку Обаме в поздравительной телеграмме по случаю 236-й годовщины независимости США.

Эксперты считают, что Душанбе в качестве подарка готовит американцам аэродром "Айни". На аэродром претендуют Россия и Индия. При этом таджикские официальные лица несколько раз говорили о том, что не передадут "Айни" никому, кроме Москвы, но пока не отдают и ей.

Что касается 201-й базы, то в России, несмотря на безрезультатные пока переговоры, склонны считать, что Таджикистан заинтересован в продлении сроков ее размещения гораздо больше, чем сама Россия. Так сказал в четверг РИА "Новости" заместитель директора Федеральной службы РФ по военно-техническому сотрудничеству Константин Бирюлин. Он уточнил, что для России военное присутствие в Таджикистане также имеет очень большое значение.

Проблемные переговоры и странное признание таджикского министра обороны

Российская военная база в Таджикистане является крупнейшей сухопутной базой за пределами России, на которой служат около семи тысяч военнослужащих. Она является важным элементом в общей системе обеспечения безопасности центрально-азиатского региона. Образованная в 2004 году на базе 201-й мотострелковой дивизии, расквартированной в Таджикистане, она дислоцируется в трех гарнизонах в городах Душанбе, Курган-Тюбе и Кулябе. Переговоры по пребыванию 201-й базы ведутся с 2008 года.

Главнокомандующий Сухопутными войсками РФ генерал-полковник Владимир Чиркин в конце июня заявил, что подписание соглашения о продлении пребывания базы в Таджикистане сроком на 49 лет находится на грани срыва. По его словам, Таджикистан выдвинул России более 20 малоприемлемых требований, которые затем стал все время изменять и усложнять.

Чиркин считает, что идет "перетягивание каната": таджикская сторона предлагает сократить сроки пребывания российской базы с 49 до 10 лет, а также установить порядок возмездного пребывания российских войск.

3 июля в СМИ со ссылкой на начальника российского Генштаба Николая Макарова появилась информация о том, что Минобороны РФ не будет выделять средства на развитие 201-й российской военной базы в Таджикистане до завершения переговоров о продлении сроков ее размещения после 2014 года. Соответствующее соглашение планировалось подписать еще в первом квартале 2012 года.

А в четверг на заседании Совета министров обороны СНГ, проходившем в Калининграде, глава военного ведомства Таджикистана Шерали Хайруллоев ошарашил всех неожиданным признанием. Он сообщил, что в Таджикистане до сих пор не ознакомились с российским вариантом договора о продлении сроков пребывания 201-й военной базы РФ на территории республики.

Сообщив, что в Душанбе готовят свой вариант, Хайруллоев добавил: "Наш вариант никто не получал, и российский вариант еще никто не читал". На это министр обороны России Анатолий Сердюков отреагировал: "Надо было прочесть, мы его давно отправили".