Администрация президента США Джорджа Буша была обеспокоена проблемами терроризма, но не получала конкретной информации о готовящихся терактах 11 сентября 2001 года. Такова была главная мысль трехчасового выступления помощника президента США по национальной безопасности Кондолиза Райс в комиссии по расследованию терактов.
Открывая свое выступление, она назвала "недостаточными" действия всех американских администраций по борьбе с угрозой терроризма. По ее словам, администрация Буша в начале своей деятельности полагалась на план борьбы с терроризмом, разработанный еще администрацией Билла Клинтона.
Райс отметила, что с самого начала работы своей администрации президент США Джордж Буш сделал борьбу против "Аль-Каиды" главным приоритетом. "Он дал нам понять, что не хочет каждый раз отвечать на отдельные удары "Аль-Каиды". Он сказал мне, что "устал бить мух", - сообщила она.
По ее словам, Белый дом тогда "начал разрабатывать новую и всеобъемлющую стратегию по уничтожению сети "Аль-Каиды", которая была выработана в течение весны и лета 2001 года и была одобрена высшими представителями президента по национальной безопасности 4 сентября. "Это была первая крупная директива администрации Буша в области национальной безопасности - не по России, не по противоракетной обороне, не по Ираку, а по уничтожению "Аль-Каиды"", - подчеркнула Райс.
По ее словам, Джордж Буш принял решение о выработке комплексного плана, который позволил бы уничтожить Усамы бен Ладена вместе с его организацией. "Президенту нужен был план по уничтожению "Аль-Каиды", - сказала Райс.
"Директор ЦРУ доложил президенту, что "серебряной пули" для того, чтобы убить бен Ладена, не существует", - добавила она.
"Серебряная пуля", согласно мифологии, использовалась для борьбы с оборотнями.
"У нас не было "серебряной пули", которая могла бы предотвратить угрозу терроризма", - сказала Райс, фактически повторив свои тезисы, ранее изложенные в газете "Вашингтон пост".
Райс заявила также, что не помнит, говорила ли она президенту Бушу о существовании в США сети террористической организации "Аль-Каиды".
Однако Райс сказала, что Буш знал о существовании ячеек "Аль-Каиды" в Америке.
По словам помощника Буша, полученная президентом США накануне 11 сентября разведывательная информация по террористической угрозе имела слишком общий характер.
6 августа 2001 года перед Райс, по ее словам, был положен доклад Ричарда Кларка, в то время являвшегося координатором по борьбе с терроризмом в администрации Буша.
"Я помню, что Кларк принес мне этот доклад. Там было буквально две строки, - сказала Райс. - Я думала, что ФБР предпринимает попытки нахождения этих лиц (связанных с "Аль-Каидой")".
"В этой записке не было ничего, что говорило бы о том, что атака угрожает Нью-Йорку или Вашингтону", - подчеркнула Райс.
По ее словам, в докладе не было и предложений принять какие-либо меры.
Кондолиза Райс охарактеризовала предоставленные Белому дому разведданные об "Аль-Каиде" как "архивный материал". "Эти данные не говорили "где", эта данные не говорили "когда" и эти данные не говорили "кто", - подчеркнула Райс.
Так, сообщила она, в докладе ФБР, предоставленном в ее распоряжение в августе 2001 года, говорилось лишь о том, что "произойдет нечто огромное".
"Как можно реагировать на то, что "произойдет нечто огромное?" - задала она риторический вопрос.
Райс сообщила также, что ей не докладывали о многих тревожных фактах до 11 сентября 2001 года.
"Знали ли вы о том, что аэропорты готовы к отражению угроз лишь на 20%, о том, что полиция Нью-Йорка и Вашингтона и спецслужбы не обмениваются фактами, что в Саудовской Аравии существуют радикальные исламские школы? Вам докладывали об этом ?" - спросил один из членов комиссии Джон Лехман.
"Мне об этом не докладывали", - ответила Райс.
Одной из причин неспособности спецслужб предотвратить теракты 11 сентября Райс назвала структурные проблемы в системе американской разведки, сообщает РИА "Новости".
В частности, сказала она, американские разведывательные органы не сотрудничали в должной степени, в их взаимоотношениях "отсутствовала ясность" и не было надлежащего обмена разведданными.
Райс также заявила, что после трагических событий 11 сентября администрация США осуществила "важные структурные изменения" в системе спецслужб и правоохранительных органов для их эффективности в борьбе с терроризмом. В частности, было создано министерство внутренней безопасности США, центр по координации борьбы с терроризмом, принят закон, облегчивший сбор разведданных и обмен ими.
"Я думаю, что мы нанесли серьезный удар по "Аль-Каиде", хотя не разрушили ее. Мы укрепили свои безопасность, сделав для них труднее атаковать нас", - отметила она, отвечая на вопросы членов комиссии по расследованию теракта 11 сентября.
"Мы стали чувствовать себя безопасней, но нельзя сказать, что это абсолютная безопасность", - подчеркнула она.
На вопрос, совместимо ли американское понимание демократии с традициями, культурой и религией стран Ближнего Востока, Райс ответила: "Мы не увидим успеха на нашем веку, нас ждут только небольшие победы".
Впервые тема возможной связи Ирака с террористической сетью "Аль-Каида" была озвучена главой Пентагона Дональдом Рамсфельдом и его заместителем Полом Вулфовицем, сообщила Кондолиза Райс на слушаниях.
По словам Райс, президент Буш, думая о необходимости ударов по террористической сети "Аль-Каиды", прежде всего имел в виду Афганистан, а не Ирак.
"У нас на карте в то время был Афганистан, а не Ирак", - сказала Райс.
Когда тема Ирака как государства, возможно, связанного с террористической сетью "Аль-Каида", была озвучена Расфельдом и Вулфовицем, "президент попросил подготовить для него запасной план по Ираку", сказала Райс.
"Враждебный режим" Ирака, по словам Райс, беспокоил американскую администрацию: "Они сбивали наши самолеты и пытались осуществить покушение на бывшего президента (Буша-старшего)".
Райс ранее уже встречалась с комиссией за закрытыми дверями, но отказывалась дать публичные показания, заявляя, что ничто не должно ограничивать ее возможности предоставлять конфиденциальные советы президенту.
Ситуация изменилась после того, как на аналогичных слушаниях выступил бывший координатор Белого дома по борьбе с терроризмом Ричард Кларк, упрекнувший Буша и его помощников в том, что они игнорировали угрозу со стороны группировки "Аль-Каида".
Решив дать ответ Кларку, Райс выразила желание еще раз пообщаться с членами комиссии и под их давлением согласилась сделать это публично. Председатель комиссии - бывший губернатор штата Нью-Джерси Томас Кин заявил ранее в интервью The Washington Post, что предыдущие выступления Райс отчасти противоречат показаниям ряда других официальных лиц, и сегодня она будет "допрошена с пристрастием".
Доклад комиссии должен быть опубликован за два-три месяца до ноябрьских выборов.
Буш доволен выступлением Райс
Джордж Буш в течение трех часов следил за выступлением помощника президента США по национальной безопасности Кондолизы Райс по телевизору на своем ранчо в Техасе. Об этом сообщил журналистам официальный представитель Белого дома, по словам которого, Буш считает, что Райс "сделала свое дело потрясающе".
В частном порядке сотрудники администрации президента США подтвердили прессе, что в совете национальной безопасности, который возглавляет Райс, и в аппарате Белого дома тоже довольны тем, как прошло выступление помощника президента.
В то же время первая реакция в конгрессе США на выступление Райс показывает, что в ситуации вокруг работы комиссии сохраняется статус-кво. У республиканцев и демократов оценки деятельности администрации Буша накануне терактов 11 сентября по-прежнему остаются во многом полярными.
"Я считаю, что не нужно пытаться на кого-то взваливать всю вину", - заявил после выступления помощника Буша известный сенатор-республиканец и бывший лидер сенатского большинства Трент Лотт. По его мнению, выступление Райс "прошло очень хорошо". При этом он подчеркнул, что в ходе показаний помощника президента сенсации не случилось и американская общественность не получила "особенно новой информации".
Член руководства сенатского комитета по разведке сенатор-демократ Джей Рокфеллер тоже считает, что Райс "держалась очень хорошо", но, по его мнению, ее выступление во многом было "лакировкой действительности".
Рокфеллер считает, что Райс по-существу не смогла возразить на обвинения, с которыми ранее против администрации Буша выступил бывший координатор Белого дома по контртерроризму Ричард Кларк.
"По-существу она ничего не возразила против всего того, что говорил Кларк. Она не оспорила тот факт, что в администрации они были отвлечены очень многими вещами, которые не дали им уделить достаточное внимание войне с "Аль-Каидой" и войне с терроризмом", - сказал сенатор.
По его словам, Райс фактически подтвердила, что администрация Буша "занялась Ираком достаточно рано, что для войны с терроризмом привело к катастрофическим последствиям".
Сенатор-республиканец Митч Маконнел считает, что комиссия слишком политизировала свою работу. "Комиссия потеряла из виду свою главную цель и пала политической жертвой", - заявил Макконелл, выразив сомнение в том, что комиссия сумеет в конечном итоге представить рекомендации, которые позволят что-либо улучшить в готовности страны к отражению угрозы терроризма.
Наблюдатели в США отмечают, что своим выступлением Райс удалось добиться как минимум нескольких целей, которые были поставлены перед ней Белым домом. Она "закрыла" собой президента, признав в одном из ответов, что не помнит, передавала ли она Бушу данные о ячейках "Аль-Каиды" на территории США и сообщив в другом ответе, что мнение ее подчиненного - Ричарда Кларка - не дошло до главы государства, так как Кларк "не просил дать ему возможность проинформировать президента по терроризму".
Райс старалась максимально отвести вину не только от президента, но и от всего круга его ключевых помощников и членов кабинета, которых в Белом доме традиционно именуют "главными". По словам Райс, "главные", включая ее саму, принимали решения на основании имевшейся в их распоряжении в тот момент служебной информации и просто не могли предвидеть теракты 11 сентября.
Помощник Буша оспорила мнение членов комиссии о том, что представленные ЦРУ в Белый дом разведданные от 6 августа 2001 года содержали предупреждение о терактах 11 сентября. Райс сообщила, что "в том документе не было ничего, что указывало бы на то, что удар готовится против Нью-Йорка или Вашингтона - ничего о времени или месте". При этом она подчеркнула, что в служебной информации также не было ничего, что позволило бы предвидеть использование террористами "самолетов в виде ракет".
Главным тезисом помощник Буша сделала заявление о том, что причины неготовности США к терактам 11 сентября носят системный характер и вызваны "структурными проблемами" в системе государственных органов США, призванных обеспечить безопасность страны.
Учитывая, что комиссия планирует представить рекомендации по дальнейшей оптимизации деятельности контртеррористических служб и ведомств, Райс сообщила, что Белый дом сначала "внимательно посмотрит" на эти рекомендации, но "будет готов биться" за их реализацию, если они окажутся целесообразными.
Комиссия по расследованию терактов 11 сентября намерена еще раз заслушать показания Райс
Члены независимой комиссии по расследованию обстоятельств терактов 11 сентября 2001 года намерены еще раз встретиться с помощником президента США по национальной безопасности Кондолизой Райс за закрытыми дверями. Об этом заявил сегодня председатель комиссии - бывший губернатор штата Нью-Джерси Томас Кин по окончании открытых слушаний, на которых Райс в течение трех часов давала показания под присягой. По его словам, у членов комиссии еще остался к ней ряд вопросов.
Кроме того, комиссия будет добиваться публикации секретного меморандума от 6 августа 2001 года, составленного бывшим координатором Белого дома по борьбе с терроризмом Ричардом Кларком.
По имеющимся сведениям, в документе содержалось предупреждение об угрозе со стороны группировки "Аль-Каида", которое, как утверждает теперь Кларк, было проигнорировано президентом Джорджем Бушем. Выступая на слушаниях, Райс заявила, что в этой служебной записке не было данных о конкретных планах террористов, в частности, о возможном захвате пассажирских самолетов.
Противоречия в показаниях Райс и заявлениях Кларка, с которыми он ранее выступил перед членами комиссии, явились одной из основных тем сегодняшней дискуссии в здании сената конгресса США, за которой наблюдали в прямом телеэфире миллионы американцев. Следил за ними по телевизору и Джордж Буш, находящийся в эти дни на своем техасском ранчо в Кроуфорде, сообщает ИТАР-ТАСС.
Насколько удачно Райс защищала действия его администрации в области борьбы с терроризмом, вероятно, покажут ближайшие опросы общественного мнения. Проблема национальной безопасности находится в центре предвыборных дебатов, которые пока заочно ведут президент-республиканец и его соперник на предстоящих ноябрьских выборах - сенатор-демократ Джон Керри.
Родственники погибших разочарованы выступлением Кондолизы Райс
Присутствовавшие на слушаниях родственники погибших 11 сентября 2001 года разочарованы показаниями помощника президента США по национальной безопасности Кондолизы Райс в комиссии по расследованию терактов.
"Она уходила от ответов на многие вопросы, - сказала РИА "Новости" Марта Сандерс, дочь которой погибла во Всемирном торговом центре (ВТЦ). - Я считаю, что американское правительство не сделало всего, что могло и должно было сделать, чтобы предотвратить эту трагедию. Администрация обязана рассекретить представленный Джорджу Бушу 6 августа 2001 года доклад об угрозе для США со стороны "Аль-Каиды".
"Если бы в Белом доме на этот документ оперативно прореагировали, если бы была нормальная координация работы между ФБР и ЦРУ, Федеральное авиационное управление успело бы ужесточить меры безопасности в аэропортах и на пассажирских рейсах, это предотвратило бы теракты", - убеждена Сандерс.
На вопрос, считает ли она возможным повторение в США сценария 11 сентября, Сандерс ответила утвердительно.
"Никто не хочет брать на себя ответственность. Тысячи людей погибли, а Райс и члены комиссии говорят только о неких "структурных проблемах". Просто стыдно за них", - сказал в свою очередь Боб Макилвейн, чей сын работал в рухнувшем здании ВТЦ.