Из 69 журналистов, убитых в связи со своей работой в 2015 году, 40% погибли от рук группировок исламских боевиков запрещенных в РФ террористических организаций, таких как "Аль-Каида" и "Исламское государство" (ДАИШ). Более двух третей из общего числа этих убийств были заказными. Такие выводы сделали представители Комитета по защите журналистов (CPJ), опубликовав свой ежегодный доклад, посвященный проблемам работы СМИ.
В масштабах всего мира в связи с исполнением профессионального долга погибло 69 журналистов, включая тех, кто был убит в отместку за свою репортерскую деятельность, а также тех, кто погиб в ходе боевых действий, в перестрелках либо при выполнении иных опасных заданий.
Общее число убийств журналистов, которое включает убийства, произошедшие в период с 1 января по 23 декабря 2015 года, превысило 61 убийство, зафиксированное в 2014 году. Комитет расследует обстоятельства смерти в течение этого года еще как минимум 26 журналистов с тем, чтобы установить, была ли их гибель связана с профессиональной деятельностью.
Девять из этих убийств произошли во Франции, занявшей второе место - сразу после Сирии - в качестве "наиболее опасной для прессы" страны в 2015 году. В отличие от трех предыдущих лет, случаи гибели журналистов широко распределились по странам. Не менее чем по пять журналистов было убито в Бангладеш, Бразилии, Ираке, Йемене и Южном Судане.
В 2012, 2013 и 2014 годах число убийств журналистов в Сирии намного превышало соответствующую статистику в других странах мира. Снижение численности убийств в этой стране, где в 2015 году было убито 13 журналистов, отчасти отражает тот факт, что там в общей сложности работало меньше представителей СМИ, поскольку многие крупные международные информационные агентства решили не посылать своих сотрудников в Сирию, а местные журналисты бежали из страны.
Те, кто до сих пор занимается журналистикой в разрываемых конфликтами странах, зачастую связаны с группировками, являющимися сторонами - участницами конфликта, что еще более затрудняет попытки комитета установить обстоятельства гибели этих людей, отмечают в CPJ.
"Аль-Каида" на Аравийском полуострове взяла на себя ответственность за бойню в редакции сатирического журнала Charlie Hebdo, унесшую жизни восьмерых журналистов в Париже в январе, а "Исламское государство" в октябре организовало убийства двух сирийских журналистов Фареса Хамади и Ибрахима Абдула Кадера, которые жили в изгнании в Турции. Кадер был одним из первых членов гражданской организации сирийских журналистов "Ракку молча убивают", получившей в 2015 году vеждународную премию за свободу прессы.
В масштабах всего мира более двух третей убийств журналистов в 2015 году были заказными, совершенными в отместку за репортерскую деятельность жертв; этот процент соответствует среднему историческому, но превышает уровень, зарегистрированный комитетом в течение последних пяти лет.
Примерно в трети случаев убийцами журналистов в разных странах мира были криминальные группировки, государственные чиновники или местные жители - по большей части торговцы наркотиками либо местные власти, подозреваемые в сговоре с организованной преступностью.
Среди жертв оказался бразильский журналист Глейдсон Карвальо, застреленный двумя киллерами во время ведения дневной радиопередачи, в которой он нередко обвинял полицейских и политиков в коррупции и несоблюдении закона. Для Бразилии, где было убито шестеро журналистов, это число стало рекордным за весь период с 1992 года, когда комитет начал вести детальный учет жертв.
Притом что насилие в стране достигло беспрецедентного уровня, судебные власти Бразилии сделали серьезный прогресс в борьбе с безнаказанностью преступников: за последние два года они вынесли шесть обвинительных приговоров по делам об убийствах журналистов, напоминают сотрудники комитета.
Самой опасной профессией оказалась работа корреспондентов вещательных СМИ: 25 журналистов, работавших в этой сфере, были убиты. 29 жертв являлись сотрудниками онлайн-СМИ. Наиболее распространенными темами, освещавшимися жертвами убийств, были темы политики; за ними следовали темы войны и прав человека.