Президент председательствующей до конца 2008 года в Евросоюзе Франции Николя Саркози, похоже, намерен сыграть решающую роль в урегулировании нынешнего конфликта на Ближнем Востоке. Стимулирующим прецедентом служит быстротечная война между Россией и Грузией, принимая во внимание, что, по французской версии, Саркози в ней сыграл решающую роль. Теперь он вновь неистово подстегивает европейцев подстегивает к действию, сообщает InoPressa.ru со ссылкой на La Stampa.
Министры иностранных дел европейских стран, собравшиеся на чрезвычайное заседание в Париже, призвали к немедленному прекращению огня между израильтянами и палестинцами, в надежде остановить сражение в Газе, прежде чем оно превратится в полномасштабную войну на Ближнем Востоке. Израиль в лице Барака одобрил намерение главы французского МИД Бернара Кушнера выступить в роли посредника.
Европа, как известно, никогда не играла активной роли в регионе, и вот теперь, когда воинствующий "Хамастан" подвергается массированным бомбардировкам, ЕС пытается расширить пространство для маневра: как известно, ЕС оказывает палестинской администрации основную экономическую помощь (до 2010 года будет выделено 632 млн евро), но лишен возможности влиять на политическую ситуацию.
В ожидании "чудес" от Обамы французский президент решил действовать и кинулся в омут головой. Во вторник Саркози провел консультации с президентом Египта Хосни Мубараком, вероятно, имел контакты с представителями "Хамаса", телефонные переговоры с ближневосточным "квартетом" и, наконец, потребовал от Израиля немедленного перемирия на 48 часов, что к концу дня стало позицией всего Евросоюза.
В Париже надеются, что прекращение боевых действий откроет возможность для новых виртуозных шагов: открытие пограничных переходов, отправка миссии европейских наблюдателей в Рафах, где они находились до того, как власть в Газе перешла к "Хамасу".
Саркози не останавливает даже то, что срок его полномочий истекает в эту полночь. Напротив, он даже не скрывает намерения продлить свое председательство. Его даже не слишком волнует то, что накалились до предела отношения с Чехией, к которой с 1 января перейдет полугодовое председательство в ЕС.
Чехи уже начали действовать. Прежде всего, министр иностранных дел Карел Шварценберг в своем интервью обвинил "Хамас" в намеренном выходе из переговоров, путем продолжения своих ракетных обстрелов израильской территории. Он также заявил, что он честно признается в том, что занимает произраильскую позицию. Затем он прилетел в Париж, чтобы посмотреть в глаза своему французскому коллеге Кушнеру, который за несколько часов до этого назвал израильский ответ "непропорциональным".
Как можно понять, фон, на котором разворачивается инициатива французов, не слишком ободряющий. В Париже прекрасно понимают, что повлиять на диких лидеров исламистов может только Иран, который поддерживает их финансами и оружием. Но просить Тегеран выступить в качестве посредника нереально. Позиции лидеров арабских стран ослаблены, национальная общественность выступает с выражениями солидарности палестинским братьям.
Саркози пришлось предпринять усилия, чтобы сохранить единство среди самих европейцев: некоторые выступают с осуждением непропорциональных действий Израиля, другие винят в сложившейся обстановке "Хамас".
Есть и еще один мотив, по которому Саркози пытается выставить себя в роли ревностного посредника. В Париже, в самых крупных городах Франции тысячи молодых французов подхватывают лозунги, доносящиеся из мечетей: "Аллах велик" и "Израиль - убийца". С шестью миллионами мусульман и с крайне тревожной ситуацией в пригородах в конце года следует соблюдать особую осторожность.