Бесконечные пожары в России стали не просто стихийным бедствием для страны, но и выявили структурные сбои. Иностранная пресса сравнивает эти катаклизмы с техногенной катастрофой на Чернобыльской АЭС, которая внесла определенный вклад в падение Советского Союза, пишет Ouest-France.
Пожары продемонстрировали, что в системе управления страной с 1986 года ничего не изменилось, и это грозит перерасти в новый кризис: правительство в сложившейся ситуации выглядит дезорганизованным и неэффективным, а россияне чувствуют себя "брошенными, если не преданными лидерами, оставившими их наедине со своей участью". "В Москве не только мэр, но, как утверждают москвичи, и весь политический истеблишмент покинули столицу. Эта горечь может перерасти в гнев", - полагает издание.
- Пожары могут в прямом смысле разбудить "чернобыльский эффект"
- Tageszeitung: Путинская система прогорела насквозь
- Еще до пожаров рейтинги Медведева и Путина упали до рекордного уровня
- Смертность в жару растет, а люди подозрительно спокойны
Именно в этой ситуации сверхцентрализованная система, созданная бывшим президентом и нынешним премьер-министром Владимиром Путиным, дает сбой, считает издание. Он пытается заверить россиян, что держит все под контролем: обещает в кратчайшие сроки восстановить дома и повышает размеры компенсаций. Однако из-за коррупции, безразличия элиты к народу и сверхцентрализации власти средства поступают в регионы слишком медленно, отмечает Ouest-France.
Заявления о личном контроле за строительством домов для погорельцев воспринимаются не иначе, как "признание бессилия перед лицом коррупции, разъедающей страну", пишет L'Express. Кроме того, по мнению политолога Александра Коновалова, "Путин не был готов к встрече с женщинами, которые кричат и перебивают его. Обычно, когда он говорит, его восхищенно слушают".
Президент и премьер стараются представить ситуацию как природную аномалию, с которой России еще никогда не приходилось сталкиваться, и пытаются таким образом направить энергию народа на борьбу с ней. Десять лет назад после гибели "Курска" новый президент Путин сумел превратить катастрофу в фактор мобилизации энергии новой России, отмечает Ouest-France.
Вот и сейчас он решил сыграть на патриотических чувствах россиян, заявил аналитик московского Центра Карнеги Николай Петров, напомнив слова Путина на совещании в МЧС: "И печенеги Россию терзали, и половцы, рыцари, и Великую Отечественную мы прошли. Россия все выстояла, все пережила. Конечно, сейчас тоже испытание (...), и, конечно, мы его преодолеем".
Пока еще слишком рано судить о том, приведет ли природная катастрофа и неспособность справиться с ней к политическим изменениям в России, признает Ouest-France. "В 1986 году Империя была на последнем издыхании. Сегодня доходы от продажи энергоресурсов стимулировали российскую экономику. Вчерашняя слабеющая Империя уступила место сегодняшней растущей державе. И все-таки "русская беда" никуда не делась. Величие государства до сих пор превыше всего. Благополучие или хотя бы элементарная безопасность граждан, похоже, не входят в число приоритетов российских руководителей", - заключает издание.
Пожары могут в прямом смысле спровоцировать чернобыльский эффект, считают экологи
Пожары в лесах Брянской области РФ чреваты выбросом в атмосферу чернобыльской радиации, предупреждают экологи. Они призывают российские власти уделить больше внимания пожарной безопасности этих территорий, а также лесных массивов на территории Липецкой, Калужской и Тульской областей РФ, так как пожар там может вызвать выброс радиоактивных веществ в атмосферу.
"На почвенном покрове в Брянских лесах, а также на территории лесных массивов Липецкой, Калужской и Тульской областей имеются радиоактивные вещества. Это остатки того радиоактивного облака, которое шло из зоны аварий на Чернобыльской АЭС в 1986 году", - сказал на пресс-конференции в пятницу координатор проектов по лесной политике Всемирного фонда дикой природы (WWF) Николай Шматков.
Tageszeitung: Путинская система прогорела насквозь
Немецкая пресса единодушна с французской в том, что российские власти оказались не в состоянии предотвратить катастрофу. Если бы система не была настолько неэффективной, к тому же абсолютно безответственной и пренебрегающей интересами простых людей, масштаб природных катаклизмов не был бы столь велик, пишет Die Tageszeitung.
При этом, на взгляд автора, "масштабы катастрофы доказывают, что на этот раз осечку дали не только отдельно взятые бюрократы. Вся авторитарная сверхцентрализованная система Путина оказалась не способной на эффективный кризисный менеджмент, она буквально прогорела насквозь".
Немецкое издание отмечает также, что россияне невероятно легко верят пиар-ходам своих политиков. Пока в высших эшелонах власти делают вид, что крайне озабочены сложившейся ситуацией, народ продолжает безмолвствовать, в то время как во многих других странах уже начались бы возмущения и протесты. Политической альтернативы не существует, считает обозреватель: ее путинская система ликвидировала еще до пожаров - так же, как Министерство экологии, пишет InoPressa.
Sueddeutsche Zeitung также указывает на то, что если россияне и винят кого-то в происходящем, то, скорее, некие абстрактные власти, но не местную администрацию и уж тем более не Кремль. А глава МЧС Сергей Шойгу может вообще выйти на новый политический уровень, если "частота катастроф в ближайшее время не упадет", отмечает автор статьи.
"Если нынешняя катастрофа повторится в будущем году, для верховного спасателя России это будет почти что подарком", - утверждает журналистка. При этом она напоминает, что, высказываясь о сегодняшней ситуации в стране, Шойгу призывает к исследованию и приспособлению "к совершенно новым климатическим условиям".
В целом, власти пытаются отвести акцент от лесной реформы, которую многие оппозиционные политики и экологи винят в нынешних бедах. Новый Лесной кодекс привел к тому, что центральные власти сняли с себя полномочия по охране леса, пишет журналистка L’Express.
"Уход центральной власти был по-тихому согласован Путиным. Компания Ilim Pulp, наполовину принадлежащая International Paper, где работал юристом Дмитрий Медведев, оказывала при этом существенное давление", - пишет газета. В итоге система противопожарных водоемов пришла в упадок, количество пожарных сократилось до 22 тысяч, тогда как во Франции, территория которой в 31 раз меньше, чем у России, их 25 тысяч, сообщается далее в статье.